первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




Санкт-Петербург





«Свои»


  «Свои»  

Феномен группы "СВОИ" на художественном небосклоне конца 80-х сродни падению Тунгусского метеорита - до сих пор непонятно, что это было.

Первая свободная выставка, прошедшая в Мухе (ЛВХПУ им.В.И.Мухиной,1987), заявила о рождении нового макро-космического явления, не ограниченного привычными рамками питерской традиции и местного культурного ландшафта. Не вступая в состязание с уже существующими маргинальными направлениями, "СВОИ" выступили провозвестниками мирового течения пост-модернизма на отдельно взятой территории СССР.

Сам принцип организации группы как единства разноплановых художников, предлагающих авторское видение множественных миров, отражал основной тезис пост-модернизма о параллельности и равнозначности художественных интенций. Вместо объединявших тогда многие группы единой концепции и общего стилизма, " СВОИ" представляли собой некий живой организм, где каждый участник играл свою, совершенно особенную, не похожую на других роль, без которой нормальное существование группы было невозможно.

Именно это понимание об уникальности всякой личности легло в основу названия "СВОИ ", изначально полагающего, что все вокруг - скорее СВОИ, чем чужие.

Эта идея общечеловеческого братства,получившая достаточно точное выражение в англоязычной вeрсии "СВОИ"-х - "Our own people" - "Наши собственные люди", не укладывались в привычные схемы противостояния "Восток-Запад", "ТЭИИ-ЛОСХ", "соцарт-некро", или "черное-белое", предлагая совсем иное видение - абсурдное, разное, непонятное, жизне-радостное, цветное.

Казалось, "СВОИ" появились одномоментно и, как бы, ниоткуда. Не было никакого пути, никакого противостояния, никакой борьбы, никакого восхождения к славе - они были признаны сразу всеми участниками художественной сцены и без особого труда попали в эпицентр "красной волны" 80-90-х. Снобы и простая публика, галеристы и искусствоведы, коллекционеры и, что самое странное, художники совершенно разной направленности, с удивлением приветствовали совсем ещё молодых ребят. Первым снял родную бескозырку броненосец "Митьков" Митя Шагин ("От неофициального искусства к перестройке",1989г.),, потом сдалась партийная галерея "АННА", без боя взяты ДК пищевиков, Литейный пр.57 и Мраморный дворец (1990г.),затем следуют аукцион Дрюо в Париже и фестиваль абсурда "Сизиф Камю" в Дрездене (1992г.).

Кроме художественных выставок "СВОИ" успешно занимались анимацией, получая призовые места на фестивалях в Прибалтике, снимали СВОЁ-кино, читали псевдо-лекции о предметной сущности искусства.

Наиболее важной отличительной особенностью "СВОИ"-х стало создание коллективного художественного действия - они были первой профессиональной группой, развернувшей искусство перформанса в открытых пространствах города. "СВОИ" по сути создали совершенно новый, уникальный мир - мир театра художников, как некоего сакрального, завораживающего представления.

В каком -то смысле перформансы были естественным продолжением давней дружбы художников с актерами известного театра "Дерево", возглавляемого бывшим "Лицедеем", ударником группы "АВИА", а затем и режиссером театра Антоном Адасинским. Приглашенные А.Адасинским сначала для оформления до-театрального пространства спектаклей "Дерева", проходивших в 1988-89г в ЛДМ (Ленинградский Дворец Молодежи), "СВОИ" вскоре начинают "свои" собственные выступления.

Первые спектакли "СВОИ"-х ("Самолет", "Кабинет доктора Каллигари", "Двое") -проходят на Пушкинской-10, которая уже тогда представляла собой колонию художников и музыкантов, именовавших себя Андеграундом. К этому времени "СВОИ" обосновались в большой коллективной мастерской N53, где в основном и проходила подготовка к представлениям. Вода, свет и водка были почти бесплатными, на кухне жил ёжик, который гонял местных крыс и фотографа В.Пешкова, который фотографировал всех тоже просто так, приходили и уходили составы, груженые иностранцами, немцами и прочими долларами и всё это создавало определенно праздничную обстановку.

Перформансы стали наиболее точным воплощением этого праздника абсурда и сюрреализма, развернувшегося на территории огромной страны. Обычно в этих выступлениях, кроме "СВОИ"-х, принимали участие как профессиональные актеры и музыканты (Алексей Меркушев, Дима Тюльпанов, Владимир Волков), так и просто хорошие знакомые и друзья художников (Ксения Астафьева, Зарема, Катя Замали). Поэтому хотя основной состав группы сформировался после долгих лет совместного обучения в ЛВХПУ им.В.И.Мухиной на экспериментальном курсе профессора Е.Н.Лазарева (1982-87гг.), "СВОИ" оставались принципиально открытым коллективом.

Наибольший вклад в немеркнущее дело "СВОИ"-зма внесли: Павел Вещев, Дима Дудник, Маня Котлин, Гиппер-Пупер (Виктор Кузнецов), Макса (Люба Максютина), Александр Менус, Света Носова (Светаносова), Герман Петровых, Саша Подобед, Михаил Ткачев.

Особенно отличились в этом смысле Гиппер-Пупер и Александр Менус, которые однажды уединившись, создали в 1990 году перспективный проект Культурного центра "Пушкинская-10", во главе со всей его администрацией, выставочными залами, Музеем нон-конформизма, Новой Академией Изящных Искусств и АLТ-галереей103, она же - Клуб Электрика Карабутова, она же - Пушкинская Обсерватория, она же - КИНО-ФОТ-MEDIA. Затем они вызвали из небытия дух Сергея Ковальского, Тимура Новикова, братьев Орловых, Светы Козак и, назначив их на соответствующие должности, приняли решение о ликвидации группы "СВОИ" в связи с тяжелым материальным положением.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
Глеб Ершов о группе "Свои"

Группа "Свои" - одно из самых ярких явлений художественной жизни Ленинграда конца 1980-х - начала 1990-х годов. Как единый творческий коллектив художники сформировались еще в Мухинском училище, занимаясь дизайном не экспериментальном курсе проф. Е.Н. Лазарева. Уже на первой свободной выставке в 1987 году (в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной) "СВОИ" заявили о себе в качестве целостной художественной группы, организованной не на основе некой общности стиля, единства концепции, схожести манер и т.д., а как "единство разноплановых художников, предлагавших иное, авторское видение множественных миров". Таким образом, обладая каждый оригинальной творческой манерой, художники группы "СВОИ" - Павел Вещев, Дима Дудник, Маня Котлин, Гиппер-Пупер (Виктор Кузнецов), Макса (Люба Максютина), Александр Менус, Света Носова, Герман Петровых, Александр Подобед, Михаил Ткачев -оставались принципиально открытым коллективом.

Произошло это, в первую очередь, вследствие активизации и раскрепощенности художников в историческую эпоху, именуемую "перестройкой". Само время и неуемное желание работать, творить нечто, отвечающее самому духу современного искусства вне идеологии и политики, вне жестких, стилистически окрашенных противостояний - "правое" - "левое", казалось, придавали всему, что делала группа характер импровизации, свободной игры Неслучайно одни из первых в Ленинграде они стали активно заниматься перформансом - жанром, в котором всегда важны не столько сделанность и сценичность, сколько внутренняя, энергетическая составляющая и интенциональность действия, возможного только здесь и сейчас. Иначе говоря, их перформансы были мощно стимулированы ситуацией, востребованностью активного публичного действия площадного, уличного характера.

В основе коллективного действия, как правило, не было никакого сценария, зачастую связующим началом являлась короткая история, общая идея, после обсуждения которой, каждый делал что хотел. Тот театр абсурда, сопровождаемый чередой ярких сюрреалистических, фантомных и гротескных образов, что разыгрывался ими на открытых площадках города, был уникален прежде всего тем, что его делали художники, которые создавали про-изведение прямо на глазах у зрителей, превращали живопись в пространственный жест. Первые перформансы явились "естественным продолжением давней дружбы художников с актерами театра "Дерево", возглавляемого Антоном Адасинским", пригласившего "Своих" для оформления "до-театрального пространства" его спектаклей, проходивших в 1989-1989 гг. в ЛДМ (Ленинградском Дворце Молодежи). "СВОИ" разыгрывали абсурдистские спектакли ("Самолет", "Кабинет доктора Каллигари", "Двое") во дворе на Пушкинской-10, переживавшего тогда бурный период рождения художественного сквота. Одним из последних коллективных созданий группы стал Клуб Электрика Карабутова (он же ALT-галерея 103 со Светланой Козак во главе).

"К этому времени "СВОИ" обосновались в большой коллективной мастерской N53... Вода, свет и водка были почти бесплатными, на кухне жил ёжик, который гонял местных крыс... приходили и уходили составы, груженые иностранцами, немцами и прочими долларами - все это создавало определенно праздничную обстановку". Шла знаменитая "красная волна", когда искусство советского андеграунда оказалось невероятно модным и востребованным на западном арт-рынке - работы, как вспоминают многие художники, забирали прямо с мольберта. Однако все эти внешние обстоятельства вовсе не объясняют феномен невероятной художественной активности того времени, просто говоря словами О.Котельникова - "живопись тогда пёрла сама собой". Действительно, всем работам художников группы, созданных на рубеже 1980-90-х гг. присуща мощная энергетика, напор, покоряющие своей наивностью безоглядная смелость и безошибочное чутье формы. Эти качества присущие их живописи, чрезвычайно разной и не похожей друг на друга, настолько, что позволило самим художникам осознать себя едва ли не первыми последовательными "постмодернистами", выражающими идею "параллельности и равнозначности художественных интенций".

Так работы Гиппер-Пупера отличает гипернаивный гротескный сюрреализм образов, часто окрашенных в макабрно-ироничные или же абсурдно карнавальные краски, живописи Менуса свойственно преобладание интенсивного цветового начала с плотной матиссовской звучностью колорита и, одновременно, пространственно острым, смещенным углом зрения на вещи, холсты Подобеда решены в свободной живописной манере, он балансирует на границе абстрактной и фигуративной живописи с излюбленным им разреженно-воздушным пониманием фактуры, наконец, вещи Ткачева построены на магриттовской игре смыслов, изобразительных парадоксов в сочетании с отточенной, холодной сделанностью. Особо стоит сказать о технике "царапок", явившейся своего рода открытием группы. В этой технике много и очень изобретательно работает Носова, заостряя внимание на простых вещах, но с видоизмененным масштабом, что окрашивает ее натюрморты в лирически-гротескные, невинно-абсурдистские тона.

Собственные творческие устремления каждого из художников или быть может те уникальные исторические условия краткой эпохи переходного периода, яркими выразителями которого они и явились, по-видимому, стали причиной недолгого существования группы, которая перестала существовать в 1992 году, став ностальгически пульсирующей "точкой сборки" и настоящим трамплином для целого созвездия ярких имен в современном петербургском искусстве.










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  объединения


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования