первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




Новосибирск




  «Синие носы»  

Образовалась в 1999 году. Участники группы – Вячеслав Мизин, Александр Шабуров.

Вячеслав Мизин родился в 1962 г. в Новосибирске.
1984 – закончил Новосибирский архитектурный институт.
Живет и работает в Новосибирске и Москве.

Александр Шабуров родился в 1965 г. в городе Березовский Свердловской области.
1985 – Закончил Свердловское художественное училище.
C 1993 – член Союза художников РФ.
Живет и работает в Екатеринбурге и Москве.

Популистская версия "современного искусства"

Группа "Синие Носы" – проект сибирских художников В. Мизина и А. Шабурова, которые решили создать народническую версию "современного искусства". Основанного на аутентичных формах и технологиях, сделанного, как они говорят прямо "на коленке". Легко воспринимаемого не только на международных выставках, но и у себя дома, не только интеллектуалами, но и обывателями, "и пионерами, и пенсионерами".

"Синие носы" широко известны, как в России, так и за рубежом. Их работы экспонируются в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Они – участники 1-й и 3-й Московской биеннале современного искусства, 50-й и 51-й Венецианской биеннале, 2-й биеннале в Праге и др. крупнейших выставок.

Откуда возникло название "Синие носы"?

В конце 1999 года СМИ пугали читателей "страхом-2000". Якобы операционные системы компьютеров не расчитаны на третье тысячелетие. Поэтому с 1 января перестанут работать телевизоры и летать самолеты. По этому поводу мои друзья из Новосибирска придумали экстремальный арт-фестиваль. Созвали художников из разных стран, чтобы отметить Новый год, инсценировав грядущую техногенную катастрофу, и заперлись на неделю в бомбоубежище – без электроники, женщин и алкоголя. В первый день было любопытно, а во второй стало необыкновенно скучно. Но тут выяснилось, что один из художников нарушил правила и взял с собой видеокамеру. И чтобы как-то развлечь себя, все начали снимать короткие видеофильмы, пародирующие жанры современного искусства. А чтобы обозначить жанр телеклоунады, одели на носы синие пробки от бутылей с водой.

Когда мы показали свое короткое видео в Москве, оно всем очень понравилось. До нас видеоарт был длинным и скучным. Нас тут же стали объединять в группу и называть "Синими носами". Мы как могли этому сопротивлялись. Потому что в групповых проектах участвовали от неуверенности в себе и желания спрятаться за спину товарища. Но каждый считал себя отдельным художником. Ведь на самом деле мы даже из разных городов (мой напарник Слава Мизин из Новосибирска, я из Свердловска). Однако, в Москве выяснилось, что здесь никто Урал и Сибирь не различает. Все, что за пределами МКАД считается Сибирью.

Поэтому еще года два мы настойчиво работали под своими фамилиями. Пока не приехали на какую-то биеннале в Прибалтику. Селимся в гостиницу, а нас не селят. Оказывается, в списках мы под фамилией Блюнозес – Саша Блюнозес и Слава Блюнозес. Только тогда мы махнули рукой и стали называться "Синими носами". Художники ж не только водят кисточкой по холсту, не только традиционные технологии используют. Но держат носы по ветру и пытаются почувствовать специфику времени. А специфика была такова. На телеэкранах каждодневно плодились поп-пустышки. Пять "Ласковых маев" ездили по стране и под фонограмму косили капусту. Вот и мы стали пародировать стратегию раскрутки и продвижения бренда.

Мы занимаемся "современным искусством" – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатываем актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите – клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про Бен Ладена. Вот и у нас – все то же самое, только доведенное до абсурда... Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы обитаем в иной реальности. Наши этюды – выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.

Александр Шабуров


Что пишут о "Синих носах"?

Группа "Синие носы" – самое яркое явление на горизонте российского искусства рубежа ХХ-ХХI вв. Главный жанр работы "Синих носов" – некая акция или, лучше сказать, выходка юмористического плана, скетч или гэг, исполняемые самими художниками перед фото или видеокамерой. Это не отрепетированный спектакль, а симбиоз ролевых "заготовок" с чисто импровизационными действиями. Выходка "Синих носов" и фиксирующий ее "документ", как правило, элегантно балансируют на грани бытового и артистического феномена, выглядя полупрофессиональной, полулюбительской деятельностью. Демонстрация дистанции по отношению к современной культуре – базовая стратегия группы, проявляющаяся во всем многообразии практик осмеяния.

Пародия, юмор, гротеск – все приемы унижения посредством создания смешного и карикатурного образа противника щедро используются "Синими носами". Во-первых, они подвергли издевательскому передразниванию все направления "высокого" искусства ХХ в. от супрематизма до радикального перформанса. Во-вторых, они не пощадили и массовую культуру. Самые популярные телепередачи, ведущие жанры и виды кассового кино и крупнотиражной литературы также были преподнесены "Синими носами" в оглупленно-идиотском виде. Наконец, "Синие носы" атаковали пантеон самых авторитетных деятелей человечества, смешав их почитаемые имиджи с лицами заклятых преступников и мордами диких животных в один общий шабаш-карнавал.

"Синих носов" принято считать исконно русским явлением, ведущим свою традицию эксцентрического поведения от экстатических чудачеств юродивых, блаженных, черных монахов и сибирских шаманов. Но вполне вероятно, что "Синие носы" находятся в русле иной, европейской атеистической традиции "черного юмора", которая нацелена на деконструкцию культурных, сакральных, моральных норм, служащих для удобства управления обществом и подавления личностного начала.

Андрей Ерофеев


"Синие носы" – это продукт московского акционизма: Александра Бренера, Анатолия Осмоловского и, в первую очередь, Олега Кулика. Чем замечательны с этой точки зрения "Синие носы"? Они вступили в диалог с имевшимися обстоятельствами и в тоже самое время добавили к ним два новых очень принципиальных нюанса. Первый нюанс состоит в том, что если Кулик создавал свои перформансы на последнем дыхании (в его творчестве было много от витального порыва), то новосибирские художники понизили его экзальтированный пафос градусом самоиронии. Выступая в амплуа русских увальней, медведей в ушанках и тулупах, они, и это очень важно, налепили синие клоунские носы. А это уже совершенно очевидно маркирует собой новый, более рефлексивно дистанцированный и самоироничный этап того, что в 90-е годы было предложено московским акционизмом.

Вторая важная компонента, которая присутствует в работах "Синих носов", – это выбранная ими форма репрезентации. Для того, чтобы показать творчество того же Кулика, надо вложить средства не только в его приезд, но и в осуществление его мегаломанических проектов: нужно выстроить специальную конструкцию для того, чтобы подвесить его под потолок в Музее современного искусства в Генте или создать сложнейшую лабораторию для испытания собаки Павлова на "Манифесте" в Роттердаме. А работы "Синих носов" легко транспортируются обычной почтой и вставляются в любой самый раздолбанный видеомагнитофон. С этой точки зрения художники учли опыт не только московского акционизма, но многого другого, что происходило в современном искусстве в последние годы. Оперативность дистрибуции "Синих носов" – это разумеется совершенно новый элемент художественной стратегии.

Виктор Мизиано


С ними становится немного страшно – и тем страшнее, чем веселее. Не исключаю, что в этом и есть смысл всего проекта, – проекта, который призван разоблачить миф "современного искусства" о себе самом. Ведь объект внимания "Синих носов" – вовсе не массовая культура, как можно было бы подумать, а "высокое современное искусство", так называемое искусство для биеннале. С их точки зрения, оно погрязло в чудовищном самодовольстве, создав для себя статус узкоспециального знания или даже особой системы верований, по отношению к которой критика просто невозможна, так как она сразу же клеймится как "реакционная". В проекте "Мода на труд" (2002) два карикатурных "современных художника", глядя на газетные фото терактов, спрашивают друг друга: "Может быть, сделать выставку про черные и белые пятнышки?... А может, про розовые и зеленые?". "Синие носы" безжалостны к эстетам с их "чистым искусством", но ангажированное "политическое" искусство, в котором художник повторяет прогрессивные банальности, им еще противнее. Отказываясь принимать какие бы то ни было ценности всерьез, они устраивают искусству тотальный "детокс", заставляя пересмотреть заново все его позитивные предрассудки, все аксиомы, включая и пресловутую "критическую позицию".

В самом деле, благодаря им становится очень заметно, что критика разрешена в современном искусстве, как в каком-то изощренном виде спорта, только с одной позиции... "Синие носы" испытывают границы искусства на прочность не с той стороны, с какой это разрешено делать, не изнутри, откуда такой жест выглядит героически-освободительным. Они атакуют искусство извне, с позиции обывателя, хотя начиная с авангарда оттуда не ждут подвоха – там прочная оборона против толпы и ее взглядов на искусство. Возможно, "Носы" нужны для того, чтобы показать, насколько все современное искусство базируется на негласных договоренностях небольшой группы экономически заинтересованных в этом бизнесе людей, и насколько это положение вещей перестало быть прочным. "Синие носы" – свидетели катастрофы, хотя и относятся к этому с неизменным юмором.

Если бы "Синих носов" не было, их нужно было бы придумать.

Екатерина Деготь


Персональные выставки:

2007
Гребаный фашизм. Галерея М. Гельмана, Москва

2006
Кухонный супрематизм. В рамках 6 Московской Фотобиеннале. Дом журналиста, Москва
Случайные совпадения. Галерея М. Гельмана, Москва
The Blue Noses. Kunstverein Rosenheim, Мюнхен
The Blue Noses. Galeria Brito Cimino, Сан Пауло

2005
The Blue Noses. Ethan Cohen Fine Arts, Нью-Йорк.
The Blue Noses. Галерея "IN SITU" Fabienne Leclerc, Париж.
The Blue Noses. Галерея Hans Knoll, Вена.
The Blue Noses. Галерея Volker Diehl, Берлин.
The Blue Noses. Галерея "B&D", Милан.
Мода на труд. Как создавать произведения искусства на общественно значимые темы. Галерея М. Гельмана, Москва.
The Blue Noses. Kunsthallen Brandts Klaedefabrik, Оденс.

2004
Тяп-ляп-арт. Как создавать произведения искусства на отдельно взятой кухне. Галерея М. Гельмана, Москва.
The Blue Noses Group. Галерея "Display", Прага.

2003
Разве я похож на неудачника? Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вдвоем против мафии. Галерея М. Гельмана, Москва, Киев; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из Сибири с любовью. Арсенал, Нижний Новгород.
Absolut Blue Noses. Зоологический музей, Москва.

2002
Вдвоем против мафии. Музей С.М.Кирова, С.-Петербург (каталог).
Современные сибирские художники. Галерея М.Гельмана, Москва.

2001
Поездки за город-2. L-галерея, Москва.

1999
Новые юродивые, или Патология перформанса. Зверевский центр современного искусства, Москва.

Избранные групповые выставки:

2007
Оттепель. 15 лет Галерее М. Гельмана. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

2006
RUSSIA! S. Guggenheim Museum, Бильбао
Russia 2. Bad News From Russia. White Box, Нью-Йорк
Ярмарка современного искусства ARCO'2006, Мадрид
Арт – Москва-2006. Международная ярмарка современного искусства, Центральный Дом Художника, Москва
Mexico Art Fair, Мехико
Blue / Синий. Rostkunstbau, Берлин (каталог)

2005
Always a Little Further (Всегда немного дальше). Арсенал. 51-я Венецианская биеннале (каталог).
Диалектика надежды. Музей В. И. Ленина. 1-я Московская биеннале современного искусства (каталог).
Россия-2. Галерея М. Гельмана, Центральный дом художника. В рамках 1-й Московской биеннале (каталог). Галерея "White Box", Нью-Йорк (каталог)
Expanded painting/Расширенная живопись. 2-я Пражская биеннале, Прага (каталог)
Art that works. Catch me! 46th Octobarski Salon / Искусство, которое работает. Поймай меня! 46-й Октябрьский арт-салон, Белград
Гендерные волнения. (В рамках 1й Москвоской биеннале современного искусства), Московский музей современного искусства, Москва
Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000 гг. (В рамках 1й Москвоской биеннале современного искусства), Государственная Третьяковская галерея, Москва (каталог)
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
I Click, Therfore I Am/ Я кликаю, значит я сущестссвую. Art-Digital-2004, Центр современного искуссвта М'АРС, Москва (каталог)
Арт-Клязьма-2005. Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область (каталог)

2004
Watch out! (Смотри!). Национальный музей, Осло (каталог)
На курорт. Национальный музей, Баден-Баден (каталог)
Мастерская Арт-Москва. Центральный дом художника, Москва
За красным горизонтом. Центр современного искусства "Уездовский замок", Варшава (каталог)
Bubble. Комикс в современном искусства. Галерея М. Гельмана, Москва
Арт-Клязьма. Международный фестиваль современного искусства. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область (каталог)
...и другие. Кыргызский национальный музей им. Г. Атиева, Бишкек (каталог)
6 раз видео. В рамках 5-й Московской фотобиеннале. Центральный дом художника, Москва
The Murmanck Connection. Международный фестиваль перформанса. Club Detox, Киркенес
Ahead of History. Perspectives of Art in the Baltic countries / Впереди истории. Перспективы искусства стран Балтии, Финляндии и России. Kiasma, Хельсинки (каталог)

2003
FIAC. Париж.
Art-Cologne. Кельн.
Absolut Generation (Поколение абсолюта). В рамках 50 Венецианской биеннале. Палаццо Зенобио, Венеция (2 каталога).
Мастерская Арт-Москва. Центральный дом художника, Москва
Мы-Они. В рамках ярмарки "Арт-Москва". Центральный дом художника, Москва (каталог)
Redefining Identifies. Русское современное искусство и век глобализации. Тейт-Модерн, Уайтчепел Арт Гэллери, Лондон (каталог).
Electric Visions. Фестиваль видеоарта России и стран Северной Европы последних лет. Дом кино, Санкт-Петербург (каталог)
Новый отсчет. Цифровая Россия вместе с Sony. Современное искусство и новые технологии. Центральный дом художника, Москва (каталог)
Смотровая площадка. Программы актуального искусства. Центральный дом художника, Москва
Арт-конституция. Московский музей современного искусства, Москва (каталог)
Арт-Клязьма. Международный фестиваль современного искусства. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область (каталог)
Проекция. Арсенал, Н. Новгород (каталог)

2002
Центр притяжения. Триеннале стран Балтии. Вильнюс (каталог)
Davai! Free Russian Art Now / Давай! Из лабораторий свободного искусства в России. Постфурамт, Берлин; МАК, Вена (каталог)
4th Cetinje Biennial / 4-я Цетинская биеннале, Цетинье
Sniezinka. New Art from Russia/ Снегурочка. Новое искусство из России. Галерея Захета, Варшава (каталог)
Московское время. Центр современного искусства, Вильнюс (каталог)

2001
Communication betwеen the Arts / Взаимодействие искусств. 1-я биеннале в Валенсии (каталог)
Мастерская "Арт-Москва". 25 современных художников России. Центральный дом художника, Москва (каталог).

2000
"Арт-Москва 2000", 4-я Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва.
Динамические пары. Искусство против географии. Мраморный дворец Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург; Центральный выставочный зал "Манеж", Москва (каталог)

1999
Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве". ЦДХ, Москва. Далее: Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон, Франция (каталог)










Gif.RU  |  Новосибирск  |  объединения


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Цена на перила ниже, чем качество! Убедитесь сами! Заказывайте пиломатериалы в нашей компании!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования