![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]()
![]() |
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() | ![]() |
![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() Род. 27 августа 1965 г. "Березовский концептуалист", Малевич русской фотографии. Создатель Музея первого русского национального supermanа Ивана Жабы и собственной "почвеннической" стратегии - обустройства личной жизни художническими методами и лечения зубов за счет Фонда Сороса. Президент Уральского холмсианского общества (УХО). Школой жизни для данного художника стала многолетняя работа фотографом в областном судебном морге, где он составлял предварительные археологические раскопы своей неповторимой жизнедеятельности ("Перечень происходившего за моим окном, составленный 18 октября 1989 г."; "Перечень окружающих меня предметов, составленный 19 октября 1989 г." и др.) и пр. фотоапологии предельного художнического аутентизма ("Моя ежедневная дорога от дома до остановки автобуса. Фото через каждые 15 шагов. 14 августа 1988 г."), пока в постижении природы фотофиксации уходящих мгновений не дошел до ее логического конца ("5 мая 1990 г. 17.04 - 17.08. Фотографирую, не снимая крышки с объектива фотоаппарата" - фотоаналог "Черного квадрата" Малевича). После ряда разрозненных юмористических объектов и книг ("Книги-колбасы", "Без слов. *** ****" или "Сокращенного варианта романа Л. Толстого "Война и мир", 1992) уволившийся из морга художник избрал наиболее простой и доступный способ своей социализации - вдохновленный идеей переноса в художественную практику методов политической борьбы, он еженедельно расклеивал на улицах серии шокирующих листовок тиражом 1000 экз. ("Шабуров Саша Христос", "Это - первый", "Это я научил мир копировать", "Моя красота спасет мир" и пр.). За ними последовали необходимые образу современного художника заметки в светской хронике, рейтинги популярности и астрологические заключения об его исключительной талантливости, а также плакаты и анонимки, переносящие в художественную практику методы политической борьбы. Все последующие проекты Шабурова представляют подобные же социальные инсталляции: от массовой игры в народный музей нового русского supermana Ивана Жабы (травестийный аналог американского Бэтмэна, помеси Лягушки-Царевны и нарождавшегося уральского сепаратизма) или пантеон переехавшего в Москву В.Курицына (ради закрепления его звездного статуса на местном культурном небосклоне) - до тиражирования через радио и газеты еженедельных рассказов о своей личной жизни: этакой системы массового гипноза, призванной внедрить в голову желанной девушки качества идеальной возлюбленной ("Радости обычных людей", 1996-97). Все затеи художника Шабурова - испытания для его знакомых, провоцирущие их соответствовать уготованной им роли или не соответствовать; все - отмечают границы этапов саморазвития и воспитания чувств: делая выставку ко дню рождения В. Ленина, он подумал, что непочтение к вождю напоминает нелюбовь к близким (- Нельзя ж так: полжизни любить, а потом - раз! - и разлюбить! Любовь - это навеки!..), и зафиксировал навеки знаки идеальных отношений - поцелуи - со всеми знакомыми людьми ("Про любовь", 1996). Шабуров любит выдавать за художническую деятельность свое банальное жизнепроживание: послав, к примеру, счет за лечение зубов как заявку на грант в Фонд Сороса ("Лечение и протезирование зубов", 1998) и добившись, чтоб ему его оплатили. - Художник, - декларирует он, - должен художником быть не на недосягаемой немецкой биеналле, а сначала у себя дома на кухне. Из самых обыденных отправлений организма художество делать: дней рождений, свадеб и похорон. Покупка телевизора, холодильника и стриальной машины - вот что такое искусство! Родился - хэпппенинг, женился - перформанс, переехал на новую квартиру - инвайронмент! - ("Березовский концептуалист", 1998). Проект 1998 г. "Кто как умрет" - подведение предварительных жизненных итогов - заказанная в крематории панихида и венки по лежащему в гробу художнику, сопровождаемая некрополем с перечислением времени и причин предстоящих смертей всех знакомых художника, а также известных деятелей. Многолетний пропагандист творчества предшествующего поколения уральских авангардистов - Б.У.Кашкина, Е.Арбенева, Н.Боченина, С.Мокши и др., - чью актуализацию в массовом сознании считает своей личной заслугой. Куратор выставки "Из-под глыб. Классики уральского авангарда" (1999) и издатель справочника "Кто есть кто в современном искусстве Екатеринбурга, 1998", автор идеи "Курицынских дней" в УрГУ. В настоящее время сочиняет заказанную "Телевизионным агентством Урала" энциклопедию о всех екатеринбуржцах, называющих себя "художниками" - от картинщиков и карикатуристов до татуировщиков и граффитистов - и их представлениях о том, что такое "искусство". Литератором себя не считает, просто однажды, познакомившись на улице с девушкой по имени Инна, он почувствовал, что предаваться "обычным" житейским удовольствиям гораздо приятнее, нежели рисовать или лепить. И дабы хоть как-то зафиксировать этакий свой художнический проект, а также воспитать в приглянувшейся девушке качества идеальной возлюбленной, стал описывать собственное житьё-бытьё в форме рассказов, публиковавшихся первоначально в еженедельной екатеринбургской газете "Новая Хроника" и передававшихся параллельно реальным событиям - подобно местной "Санта-Барбаре" - по муниципальному радио "Студия Город" в исполнении нескольких сменившихся актёров. Все персонажи прослушивали и перечитывали их тенденциозно запечатлённую жизнь, после чего непреднамеренно старались ей соответствовать. Получилась этакая система массового гипноза: и Инна, и иная окружающая реальность постепенно подстраивались под пристрастные речи о них и под запоздалое придумывание смыслов. Автор "Книги книг, написанных по отдельности в апреле-мае 1990 и напечатанных вместе в сентябре-октябре 1992 гг." (1990); антологии "Злоключения Шерлока Холмса в русских переводах и перевоплощениях" (1991); романов "Герой нашего времени" (1987); "Жизнь supermanа" (1997); "Радости обычных людей" (1996-99). E-mail: shaburov@mail.ru Избранные персональные выставки и проекты: 2003 Вдвоем против мафии (с В. Мизиным). Галерея М. Гельмана, Москва. Absolut Blue Noses (с В. Мизиным). Зоологический музей, Москва. 25 коротких перформансов о глобализации (с В. Мизиным). Тойнби-Студио, Лондон. В рамках конференции "Современное российское искусство и век глобализации", ГРМ, Тейт-Модерн, Pro Arte (каталог). 2002 Вдвоем против русской мафии (с В.Мизиным). Музей С.М.Кирова, С.-Петербург. 2000 Русский будда. Галерея М.Гельмана, Москва. 1997 Березовский концептуалист / Кто как умрёт. Музей молодежи, Екатеринбург. Лечение и протезирование зубов. Екатеринбург. Избранные групповые выставки: 2003 Проекция. Арсенал, Н. Новгород (каталог). Absolut Generation. Палаццо Зенобио, Венеция. В рамках 50 Венецианской биеннале (каталог). Мы-Они. Арт-Москва. ЦДХ, Москва (каталог). Давай! Из лабораторий свободного искусства в России. Ижевск, Чебоксары. 2002 Давай! Из лабораторий свободного искусства в России. Постфурамт, Берлин; МАК, Вена (каталог). 4-я бьеннале в Цетине, Черногория (каталог). Снегурочка. Новое искусство из России. Галерея Захета, Варшава (каталог). Московское время. ЦСИ, Вильнюс. 2001 Мастерская Арт-Москва. 25 современных художников России. ЦДХ, Москва (каталог). 2000 Динамические пары. Искусство против географии. Мраморный дворец ГРМ, С.-Петербург; ЦВЗ "Манеж", Москва (каталог). 8 биеннале в Каире, Египет (каталог). 1999 Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве. ЦДХ, Москва. Далее: Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон, Франция (каталог). Страстотерпцы, или патология перформанса. Зверевский центр современного искусства, Москва. Библиография: Шабуров А. Радости обычных художников // Художественный журнал. 1997. N17. Березовский концептуалист. Жизнь и творчество Шабурова А. Е. < Каталог>. Екатеринбург,1998. Березовский концептуалист. Каталог выставки нереализованных проектов Шабурова А. Е. Екатеринбург,1998. Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки. М.: GIF, 1999. Крживицкая Е. "Пуа Йорики" Екатеринбургской губернии // Художественный журнал. 1999. N26-27. Динамические пары. К 10-летию Галереи Гельмана. М.: GIF, 2000. Искусство против географии: Из серии экспериментальных выставок Отдела новейших течений ГРМ/ Проект посвящен 10-летию Галереи Марата Гельмана. М.-СПб.: GIF, 2000. Шабуров А. Будда-тур // Художественный журнал. 2001. N36. | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Gif.RU | Москва | художники |