первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
художники
Наталья Абалакова
Юрий Аввакумов
Семен Агроскин
Валерий Айзенберг
Виктор Алимпиев
пара Алимпиев - Вишневский (Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский)
Владимир Анзельм
Таня Антошина
Сергей Ануфриев
Владимир Архипов
Константин Батынков
Элий Белютин
Александр Бренер
Александр Бродский
Ира Вальдрон
Герман Виноградов (Бикапо)
Сергей Вишневский
Дмитрий Врубель
пара Врубель – Тимофеева (Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева)
Серж Головач
Виктор Гоппе
Людмила Горлова
Эдуард Гороховский
Дмитрий Гутов
пара Дубосарский – Виноградов (Владимир Дубосарский и Александр Виноградов)
Оксана Дубровская
Елена Елагина
Владислав Ефимов
Анатолий Жигалов
Анатолий Журавлев
Константин Звездочетов
Анатолий Зверев
Юрий Злотников
Император Вава (Владимир Александров)
Франциско Инфантэ
Алексей Каллима
Алена Кирцова
Елена Китаева (Мао)
Елена Ковылина
Ирина Корина
Валерий Кошляков
Михаил Алексеевич Кулаков
Олег Кулик
Владимир Куприянов
Константин Латышев
Юрий Лейдерман
Сергей Леонтьев
Татьяна Либерман
Антон Литвин
Георгий Литичевский
Игорь Макаревич
Рауф Мамедов
Богдан Мамонов
Алена Мартынова
Светлана Мартынчик
пара Мартынчики (Светлана Мартынчик и Игорь Степин)
Диана Мачулина
Евгений Митта
Андрей Монастырский (Сумнин)
Лиза Морозова
Игорь Мухин
Татьяна Назаренко
Аркадий Насонов
Наталья Нестерова
Викентий Нилин
Никола Овчинников
Алексей Орловский
Анатолий Осмоловский
Георгий Острецов
Татьяна Панова
Павел Пепперштейн (Пивоваров)
Георгий Первов
Виктор Пивоваров
Мария Погоржельская
Дмитрий Александрович Пригов
Георгий Пузенков
Леонид Пурыгин
Гия Ригвава
Михаил Рогинский
Михаил Рошаль-Федоров
пара Савадов-Сенченко (Савадов Арсен и Сенченко Георгий)
Александр Савко
пара Салаутин – Файн (Салаутин Денис и Файн Дмитрий)
Айдан Салахова
Владимир Сальников
Юрий Соболев
Ростан Тавасиев
Авдей Тер-Оганьян
Давид Тер-Оганьян
Семен Файбисович
Андрей Филиппов
Василий Флоренский
Вадим Фролов
Юрий Хоровский
Дмитрий Цветков
Гор Чахал (Оганисян)
Аристарх Чернышев
Ольга Чернышева
Иван Чуйков
Юрий Шабельников
Сергей Шаблавин
Александр Шабуров
Кирилл Шаманов (Романов)
Станислав Шурипа
Сергей Шутов
Александр Якут

акционисты
литераторы
критики
кураторы
издатели
музыканты
режиссеры
группы
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




люди >> художники
Москва





Гия Ригвава

проект "С точки зрения художника" (куратор и издатель - Лариса Кашук); сборник "Кредо" (Москва, 1997 г., тираж - 100 экз.)

Ты можешь положиться на меня

Не верьте им, они все врут!


  Гия Ригвава  

1956 - родился в Тбилиси, Грузия

1986 - закончил Московский Государственный художественный институт им. Сурикова

С 1987 участвует в групповых выставках в Москве, Тбилиси и на Западе вначале в качестве живописца, затем с объектами и инсталляциями. Работал в качестве художника кино. В 1993 году на выставке "Седьмому съезду народных депутатов посвящается" в ЦДХ впервые показал работу в жанре видео, которая многими специалистами была отмечена, как лучшая на выставке.

Персональные выставки

1996 - "Золотые слова", Галерея М. Гельмана, Москва

1994 - "Я ненавижу государство", галерея 1:0, Москва

"В азбуке морзе: Russia is dangerous still. Russia is loveable still", ТВ-галерея, Москва

"Новогоднее послание", Универмаг "Московский", Москва

1993 - "Ты бессилен?! или в общем все не так уж плохо", Центр современного искусства, Москва

Групповые выставки

1995 - "Осенняя выставка" (5 лет галерее М. Гельмана), выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

1994 - "Гамбургский проект" Центра современного искусства, Москва

Rendevouz der Freunde, Mosel und Tschechov Galerie, Munich

1993 - "Кунсткамера", галерея 1:0, Москва

"Седьмому съезду народных депутатов посвящается", Центральный Дом Художника, Москва

Duie Mysterien finden, in hauptbahnof statt Mosel und Tchechow Galerie, Munich

Identity-Selfhood, музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия

1990 - "Sommer Atelier- Inspiration", Hannover, Германия

1989 - "Недорогое искусство", Первая Галерея, Москва

1988 - "Лабиринт", Дворец молодежи, Москва

Публикации

СЕГОДНЯ, N 5, 12 мая 1993, Андрей Ковалев "Советы Дон Жуана"

СЕГОДНЯ, N 51, Сентябрь 1993, "Exchange", Каталог выставки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ, N 1, 1993 с.11, "Актуальное интервью"

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ, N 1, 1993, Евгения Кикодзе. Перформанс "Ты бессилен или в общем все не так уж плохо"

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ, N 2, 1993, Андрей Ковалев "Русские, еще одно усилие, чтобы стать республиканцами!"

MOSCOW TIMES, April 7, 1993, Chris Klein, Avant-Garde Art for Polilics Sake

ART MONTHLY, N 172, 1993-94, Sarah Wilson, Dereliction Conversion.

СЕГОДНЯ, N 100, 31 мая 1994, Андрей Ковалев "Государство и виртуальная контрреволюция"

СТОЛИЦА, N 22, 1994, Людмила Лунина "Гия Ригвава: "Ты можешь положиться на меня"

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Впервые лицо художника появилось на мониторе на выставке "VII съезду народных депутатов посвящается", организованной Маратом Гельманом в апреле 1993 года. Политизированный характер выставки, возможно, повлиял на то, что Гия Ригвава довольно существенно поменял свою художественную стратегию: до этого момента его работы практически не имели отношения к какой бы то ни было социальной или политической проблематике. Но этот поворот имел свою внутреннюю логику. Ригвава, закончивший Суриковский институт, последовательно "переболел" экспрессионизмом "новых диких", постмодернистскими играми с феноменом картины и оказался перед проблемой коммуникации зрителя с произведением.

Обращение художника к видео совпало с началом бума в московской художественной среде по поводу возможностей "новых технологий", однако Гия Ригвава оказался чуть ли не единственным в компании приверженцев new media, для кого обращение к ним вытекало из логики самого художественного проекта, а не было лишь перенесением в новый материал, старых идей, способных быть достаточно успешно реализованными и в более традиционных техниках. Работы Гии Ригвавы можно отнести к жанру видеоперформанса, а в идеале - телеперформанса, поскольку задуманы они как выступления некоего телекомментатора (роль которого обычно играет сам автор), произносящего разного рода жизненные сентенции общего свойства. Примером может служить работа "Официальное заявление", созданная художником в соавторстве с TV-галереей для выставки "VII съезду...". Текст заявления состоял всего из одной фразы: "Не верьте им, они все врут". Чуть позже, на выставке "Конверсия", представлявшей второй этап крупного проекта Гельмана, Гия сменил роль тотального скептика на роль благодушествующего пророка, успокаивающего свою паству словами "Ты можешь положиться на меня". При этом вокруг головы героя сиял нимб, заставлявший почувствовать ироничность автора по поводу искренности подобных заявлений. В этих работах художник апеллировал к двум господствующим в средствах массовой информации имиджам социальных лидеров: критика и утешителя.

Идея сделать телевидение объектом творчества сближает установки нынешних лидеров "политического" или "социального" направления в московском искусстве, в число которых входит Ригвава, с русским классическим авангардом и, прежде всего, с идеей тотального художественного проекта, тотальной художественной власти. Однако нынешняя эпоха порождает иные фигуры, иной тип художника, не столько захватчика и агрессора, сколько исследователя, не столько агитатора и горлана, сколько комментатора и резонера. Как ни странно, но тавтологичная демонстрация того, что и так "все знают", оказывается более действенной и завораживающей, более "пронзительной", чем какие либо изобретения и "дополнительные элементы". Последнее с полным основанием можно отнести к осуществленному Ригвавой 7 мая 1993 года грандиозному перформансу под названием "Ты бессилен, или Все не так уж плохо". Cуть его состояла в том, чтобы продемонстрировать собравшейся в Центре современного искусства художественной публике, весьма искушенной в теории функционирования средств массовой информации, практическую сторону механизма манипулирования сознанием, разработанную СМИ. Ригвава с помощью TV-галереи пригласил телевизионную группу, которая вела прямой репортаж с места события, транслировавшийся на мониторы, установленные в зале. Происходящее на экранах полностью имитировало структуру традиционной телепрограммы - с рекламными паузами, сводками новостей (посвященных исключительно художественной жизни и касающихся многих присутствовавших в зале) и прямыми включениями. Первоначальный снобистский скепсис зрителей и по совместительству невольных участников этого действа по прошествии некоторого времени сменился у кого чувством эйфории от сознания собственной значительности, а у кого и растерянностью по поводу того, что их "надули". Последнему немало способствовал остроумный трюк, состоявший в том, что в одном из помещений, где происходил перформанс, стояла как будто бы неотносившаяся к делу огромная расстеленная кровать. В какой-то момент "прямое включение" панорамой показало на мониторах обнаженную девушку, раскинувшуюся на этой кровати. Зрители, наблюдавшие за мониторами в комнате с кроватью, остались невозмутимы - кровать-то была по-прежнему пуста (запись с девушкой была сделана заранее), все же остальные ринулись посмотреть на девицу живьем, поддавшись магии "документальности" прямого репортажа.

Прямым обращением к современному политическому контексту был проект "Азбука Морзе" для выставки, посвященной пятилетию падения Берлинской стены. Установленный на одной из улиц Берлина большой монитор транслировал предупреждение, записанное азбукой Морзе (экран мигал в соответствии с продолжительностью сигналов): "Россия все еще опасна". Позднее возникла и вторая часть этого проекта: на выставке в Голландии розовый экран мигал, чтобы проинформировать о том, что "Россия все еще любима". Показанные в Москве обе части этого проекта оказались емкой формулой сегодняшних умонастроений.

Попытки Гии Ригвавы "называть вещи своими именами" не всегда встречают понимание: можно только догадываться, почему власти запретили Гие осуществить его замысел в рамках проходившего осенью 1993 года российско-голландского проекта "Exchange/Обмен", заключавшийся в том, чтобы разместить на крыше одного из домов в центре Москвы наподобие гигантских реклам крупнейших фирм слово "Какистократия" с последующей расшифровкой из словаря (какистократия - власть худших): потому ли, что надпись показалась им крамольной или же потому, что это слово звучит слишком уж неблагородно для русского уха?

Проблема помех и искажений как неизбежных составляющих процесса коммуникации (будь это рябь на экране телевизора, пресловутый языковой барьер или всего лишь грузинский акцент автора) является частью весьма болезненного для московского искусства последних лет вопроса о возможности его "конвертации" на интернациональной сцене, в свою очередь представляющего собой частный случай более глобальной проблемы, формулируемой на языке философии как проблема идентичности. Несмотря на оптимистичность, подход Ригвавы к этой проблеме не лишен двойственности. Личный характер его художественных высказываний контрастирует с анонимностью того языка, к которому он прибегает и под который он пытается мимикрировать. Эту тенденцию оценил Марат Гельман, решивший разместить "попурри" из видеоработ Ригвавы на огромном рекламном табло в универмаге "Московский". Message художника настолько сливался с потоком рекламных сообщений, что мог "контрабандой" проникнуть в сознание зрителя как нечто свое, узнаваемое, "родное".

В целом серия акций, проведенных Ригвавой за последние несколько лет, безусловно, вписывается в рамки достаточно широкого интернационального движения художников, демонстрирующих и анализирующих законы и парадоксы механизма функционирования массовых коммуникаций. Однако, в силу относительной новизны этой проблематики для российского искусства, Гие Ригваве по праву может принадлежать честь быть одним из первых певцов информационной и телевизионной революции, происходящей на наших глазах.

М.Орлова










Gif.RU  |  Москва  |  художники


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Вы можете сейчас купить низкорамные полуприцепы на нашем сайте от завода «Тверьстроймаш». Мы предлагаем низкие цены для клиентов.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования