первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
художники
Наталья Абалакова
Юрий Аввакумов
Семен Агроскин
Валерий Айзенберг
Виктор Алимпиев
пара Алимпиев - Вишневский (Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский)
Владимир Анзельм
Таня Антошина
Сергей Ануфриев
Владимир Архипов
Константин Батынков
Элий Белютин
Александр Бренер
Александр Бродский
Ира Вальдрон
Герман Виноградов (Бикапо)
Сергей Вишневский
Дмитрий Врубель
пара Врубель – Тимофеева (Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева)
Серж Головач
Виктор Гоппе
Людмила Горлова
Эдуард Гороховский
Дмитрий Гутов
пара Дубосарский – Виноградов (Владимир Дубосарский и Александр Виноградов)
Оксана Дубровская
Елена Елагина
Владислав Ефимов
Анатолий Жигалов
Анатолий Журавлев
Константин Звездочетов
Анатолий Зверев
Юрий Злотников
Император Вава (Владимир Александров)
Франциско Инфантэ
Алексей Каллима
Алена Кирцова
Елена Китаева (Мао)
Елена Ковылина
Ирина Корина
Валерий Кошляков
Михаил Алексеевич Кулаков
Олег Кулик
Владимир Куприянов
Константин Латышев
Юрий Лейдерман
Сергей Леонтьев
Татьяна Либерман
Антон Литвин
Георгий Литичевский
Игорь Макаревич
Рауф Мамедов
Богдан Мамонов
Алена Мартынова
Светлана Мартынчик
пара Мартынчики (Светлана Мартынчик и Игорь Степин)
Диана Мачулина
Евгений Митта
Андрей Монастырский (Сумнин)
Лиза Морозова
Игорь Мухин
Татьяна Назаренко
Аркадий Насонов
Наталья Нестерова
Викентий Нилин
Никола Овчинников
Алексей Орловский
Анатолий Осмоловский
Георгий Острецов
Татьяна Панова
Павел Пепперштейн (Пивоваров)
Георгий Первов
Виктор Пивоваров
Мария Погоржельская
Дмитрий Александрович Пригов
Георгий Пузенков
Леонид Пурыгин
Гия Ригвава
Михаил Рогинский
Михаил Рошаль-Федоров
пара Савадов-Сенченко (Савадов Арсен и Сенченко Георгий)
Александр Савко
пара Салаутин – Файн (Салаутин Денис и Файн Дмитрий)
Айдан Салахова
Владимир Сальников
Юрий Соболев
Ростан Тавасиев
Авдей Тер-Оганьян
Давид Тер-Оганьян
Семен Файбисович
Андрей Филиппов
Василий Флоренский
Вадим Фролов
Юрий Хоровский
Дмитрий Цветков
Гор Чахал (Оганисян)
Аристарх Чернышев
Ольга Чернышева
Иван Чуйков
Юрий Шабельников
Сергей Шаблавин
Александр Шабуров
Кирилл Шаманов (Романов)
Станислав Шурипа
Сергей Шутов
Александр Якут

акционисты
литераторы
критики
кураторы
издатели
музыканты
режиссеры
группы
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




люди >> художники
Москва





пара Мартынчики (Светлана Мартынчик и Игорь Степин)

Фрагмент настольной игры народа Иппэ-Галиппэ

Портрет Метеоке Бога народа Хо

Вечное дерево изображенное в стилистике народа Шапитук

Фотография Мартынчиков работы Пегги Джарелл Каплан из личного архива Светланы Мартынчик


  пара Мартынчики (Светлана Мартынчик и Игорь Степин)  

Мартынчик Светлана (род. 1965 в г. Одессе)
Степин Игорь (род. в 1967 в г. Одессе)
С 1986 работают вместе.
С 1993 живут и работают в Москве.

Персональные выставки

1997 – "Страмосляба", Галерея М. Гельмана, Москва
1996 – "Мадайк", Кунстферайн имени Альбрехта Дюрера", Нюрнберг
"Мадайк", Муниципальная галерея на Фишмаркт, Эрфурт
"Мадайк, шестой континент", Haus Salve Hospes, Кунстферайн Брауншвайг
1995 – "Хроники Махум", Галерея М. Гельмана, Москва
"Флора и фауна мира Хомана", Галерея Виттенбринк, Мюнхен
"Мадайк, шестой континент", Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген (Германия)
1994 – "Айишана", Галерея "Дар", Москва
"Люди Хо", Галерея Рональда Фельдмана, Нью-Йорк
"Хроники Аббае", IBN, Москва
"Хроники Аббае", Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
1993 – "Черный квадрат", Галерея М. Гельмана, Москва
"Лев Толстой "детство, отрочество, юность", Галерея на Трехпрудном, Москва
"Хроники Аббае", Галерея М. Гельмана, Москва
1992 – "Народ Хо", Галерея М. Гельмана, Москва

Групповые выставки

1997 – Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва
1996 – "Vis-a-vis", Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген (Германия)
1995 – "Осенняя выставка" (5 лет галерее М. Гельмана), Кузнецкий мост, Москва
1994 – "Люди Шапитук", "Европа-94", Мюнхен
1993 – "Седъмому съезду народных депутатов посвящается", ЦДХ, Москва
"Монументальная пропаганда", ЦДХ, Москва
"Конверсия", ЦДХ, Москва
"Хроники Аббае ", Галерея Рональда Фельдмана, ART Hamburg, Гамбург

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Мартынчик
Источник – Архив Современного Русского Искусства

В нашем случае – сначала было слово. В силу технических причин визуальный ряд у нас всегда остстает от вербального: на день, на месяц, на годы. Поэтому мы просто иллюстраторы.

Мы иллюстраторы собственных мифов. Но тот, кто создает миф, сам живет в мифе. В каком-то смысле нас нет.

По этой причине для нас очень важно тщательно собирать и документировать доказательства собственного существования. Нескромное обаяние пластелиновых ландшафтов – это уловка, с помощью которой мы пытаемся заставить вас обратить внимание на эти доказательства, прочитать наши бесконечные "досье" на собственные создания и на самих себя.

Обилие текстов, нагромождаемых нами на неосязаемую плоть мифа, заставляло всех исследователей искать корни нашего творчества в литературе. Это близко, но не "в яблочко".

Наша близость к литературным традициям очевидна. Но характер нашей деятельности тождествен не деятельности писателей, а, скорее, деятельности созданных ими персонажей. Это естественно: обитатели одного мифа не могут не быть похожи на обитателей других мифов. Не к Борхесу мы близки, но к его героям: поколения ученых, создававших "Энциклопедию Тлена", – в каком-то смысле наши "коллеги". Не Толкиен, а выдуманный им Фродо, силой выброшенный из жизни в миф, похож на нас. Мы не те, кто пишет. Подобно нашим пластелиновым персонажам, мы всего лишь тени, пригрезившиеся тому, кто пишет. Лаконичности завершенного художественного жеста мы предпочли поступательное развитие незавершенной системы. Нам кажется, что в области визуального искусства – это принципиально новый метод. В большинстве других областей человеческой деятельности данный метод используется со времен Сотворения Мира, которое, само по себе, происходило (и продолжает происходить) аналогичным образом.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
С.Булыгина, Г.Корнеев
Источник – Архив Современного Русского Искусства

В Москве имена Мартынчик и Степина связываются прежде всего с галереей Марата Гельмана, где в течение последних трех лет шаг за шагом, выставка за выставкой, художники пытались дать нам какое-то представление о своем проекте, рассчитанном на многие годы работы, требующей полной самоотверженности как от авторов (что в порядке вещей), так и от зрителей (к чему мы не привыкли). Симпатичные пластилиновые человечки и их не менее симпатичное пластилиновое окружение сами по себе, по мнению художников, не представляют никакой ценности. Но они и не существуют сами по себе, а являются частью некоей искусственно созданной, педантично, до мелочей продуманной системы. "Все очень просто, – говорят художники, – сначала мы создали мир, а теперь нам приходится его иллюстрировать. Когда писатель хочет получить иллюстрации к своему роману, он, как правило, ищет художника. Но мы, демиурги, вынуждены все делать сами. Разница только в этом. Но на сегодняшний день мы просто иллюстраторы." Лукавят они или говорят серьезно, понять невозможно.

Впервые галерея Гельмана представила пластилиновых людей вниманию публики в сентябре 1992 года на выставке, проходившей в рамках фестиваля московских галерей и ставшей общепризнанным открытием сезона. Это был народ Хо, чье обаяние не оставило равнодушными сердца, казалось бы, пресыщенных современным искусством москвичей. Страницы журналов "Столица", "Спутник", "Огонек" запестрели изображениями города Матиапатуки – небольшой (три на четыре метра), но привлекательной столицы государства Хо. Отзывы в прессе были самые восторженные, но все авторы, вероятно, уделив максимум внимания эффектной фактуре, словно сговорились "не копать" глубже, как будто такие "раскопки" могли повредить хрупким пластилиновым конструкциям. Называя созданный художниками мир "мечтой", "страной детства", а то и попросту "Швамбранией", первые исследователи их творчества отвели им почетное, как персональная пенсия, и в то же время ни к чему не обязывающее место в истории современного русского искусства где-то между художественными промыслами индейцев Аризоны и "Страной Пердо" Константина Звездочетова. Любить их такими было легко и приятно, такие "Мартынчики" могли бы украсить художественную среду, как живые цветы украшают интерьер, ничего при этом принципиально не изменяя.

Сами художники склонны считать теоретические изыскания менее эффектной, но наиболее важной частью своей деятельности. Достаточно взглянуть на каталоги их выставок: иллюстраций, таких привычных и уместных в художественном каталоге, там немного, основную часть занимают тексты. Первый из них, "Народ Хо", изданный на русском и английском языках совместно с нью-йоркской галереей Рональда Фельдмана, можно назвать краткой энциклопедией народа Хо: там приведены хронологические таблицы и генеалогические древа царствующих династий, отрывки из мифов и летописей, сведения о флоре, фауне, мерах длины и веса, летоисчислении и календаре Хо. "Нигде раньше не встречали мы такого пристального, дотошного внимания ко всем мельчайшим деталям нашей работы, как в Нью-Йорке", – вспоминают художники, – "там мы впервые получили серьезную зрительскую оценку всего комплекса наших работ по "сотворению" гипотетического мира как целостной системы, с присущей ей внутренней логикой. Мы были рады этому экзамену, поскольку не только были готовы к нему, но и ждали чего-то подобного с нетерпением. Нечто подобное произошло и в Германии. Нам не пришлось объяснять, что существует некая система, а не только "домики и человечки". Это было понятно с самого начала. Нас и пригласили-то туда как авторов "новой утопии", оставив нам полную свободу выбора материала. Другое дело, что созданный нами мир не является утопией, поскольку утопия – это всегда "лучше" и всегда "для людей". А созданный нами мир – не "лучше" и не "хуже" и не совсем "для людей". В крайнем случае, для "других людей". Но беседы на эту тему с немецкими журналистами представляются нам куда более плодотворными, чем попытки объяснить их московским коллегам, что люди Хо – не индейцы, а, например, цивилизация Иппэ-Гелиппэ – не наша потуга придумать что-нибудь новенькое, после того как публике приелись люди Хо, а просто – еще один из более чем двухсот народов мира Хомана, созданных уже очень давно и терпеливо ждущих своего часа, чтобы быть показанными зрителю, что происходит очень медленно и постепенно, в силу некоторых технологических особенностей процесса: все приходится делать руками и из пластилина... А немцы – педанты. Почти такие же педанты, как мы сами. Поэтому для нас это – необыкновенно благодарная публика."

О богатых литературных корнях творчества Мартынчик и Степина писали немало, и действительно, их творчество имеет некоторое, но весьма отдаленное отношение к литературе в жанре фантастики. Отдаленное, в первую очередь, потому, что художники должны не только описать свой гипотетический мир, но и создать своими руками все элементы этого мира, начиная с почвы и заканчивая цветком на верхушке самого высокого дерева.

Другое же, не менее очевидное различие состоит в том, что тексты, сопровождающие работы художников, имеют весьма отдаленное отношение к беллетристике. Чтение это сложное и, возможно, скучноватое, если вы не являетесь любителем литературы такого рода. Длинный перечень названий 36 месяцев из каталога "Народ Хо" или навязчивый речитатив, сопровождающий историю создания первой в мире письменности, совсем не напоминают головокружительные похождения хоббитов Толкиена, с которым художников сравнивают особенно часто. Если уж и вспоминать литературные аналогии, то гораздо "теплее" будет Борхес, но, пожалуй, не сами его рассказы, а, скорее, книги, ставшие центром этих рассказов. Первый том "энциклопедии Тлена" – это уже совсем "тепло". "Мы рады, что нам удается хоть иногда навевать скуку", – говорят авторы. Есть такое устоявшееся стереотипное мнение: "скучно – значит серьезно". А что может быть серьезней, чем сотворение мира? Мы готовы заявить о серьезности своих намерений в рамках любой знаковой системы, которой можем воспользоваться." Лукавят они или говорят искренне, по-прежнему остается загадкой.

Публикации

СТОЛИЦА. 1993, М. Каминарская "Очень дорогой Марат или цена имджа"
СПУТНИК, N 5, 1993, О. Торчинский "Познакомьтесь с народом Хо"
ART NEWS, N 5, 1993, K. Akinsha "The Martinchiks"
НОВАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА, 9 декабря 1993, "Не всякий народ достоин своего Куманки"
Frankfurt Allgem, 1993, Vita von Vedel "Art Hamburg"
СЕГОДНЯ, 1993, А. Ковалев "Что нарисовано на черном квадрате"
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ, Л. Лунина "Хроника Аббаи"
ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ, 1994, "Народ Хо в легендах, флоре и фауне"
СТОЛИЦА, N1, 1995, М. Каминарская "Новый этап в истории пластилиновой планеты: НЭП всерьез и надолго"
ОГОНЕК, N 1, 1993, "Мироздание по Мартынчикам"
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, 1993, Ж. Авязова "Парламент народа Хо сделан из пластилина"
ЧАС ПИК, N 30, 1994, "Русский музей в роли осведомителя"
FLASH ART, XXVI, N 178, 1996, Jen Budney "The Martinchiks: Ronald Feldman"
НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО, 11 марта, 1994, Н. Козлова "Праздник в столице Матиапатуке"
ПЕТЕРБУРГСКАЯ АФИША, N 11, август, 1994, Сотворение мира в русском музее. Люди Шапитук
КОММЕРСАНТЪ-DAILY, N 64, 9 апреля, 1994, Масс А. "Народ Хо временно эмигрировал из Москвы в Нью-Йорк"
РОССИЯ, N 12, И. Разгонова "Уснуть – проснуться"
ART NEWS, Summer, 1994, Glenn Zorpette "Dinamic Duos"
FREITAG/SAMSTAG, N 175, 9/10.1994, Beate Valentin "Originelle Objecte aus Osteuropa"
FRANKFURTER ALLGEMEINE ZEITUNG, 22.09.94, Brita Sachs "Der Hauptling liebt Beuys"
BOULEWARD, 4.04.96, "Madajk"
ART NEWS, N 6, 1993, Hochfield Silvia "The Martinchiks – Ronald Feldman"
INUNNGER ALLGEMEINE, 6.11.96, "Cartoons und mehr"
INUNNGISCHE LANDESZETING, 28.03.96, "Getlinger Photographert Beuys"
INUNNGER ALLGEMEINE, 4.04.96, "Jeder Mensch kann etwas"
FEUILLETON, 15.06.96Von Martin Jasper "Das bunte Treiben von Tragol und Shapituk
INUNNGISCHE LANDESZETING, 30.03.96, Von Piter-Alexandre Feidler "Eine andere Welt erschaffen"
INUNNGER ALLGEMEINE, 29.03.96, Zwei Ausstellungen"Joseph Beuys im Objective"
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, N 115 (250), 19 октября, 1996, П. Гельман "Божественные Мартынчики"
ИТОГИ, 4 февраля, 1997, К. Богемская "Хо, Йые, Стомаки, Даблоиды./Индивидуальная мифология как средство выживания"
СТОЛИЦА, N 0, 1997, "Ваятели. Мартынчики глумятся над славянами" //
КУЛЬТУРА, 11 января, 1997, "Житие города Страмосляба"










Gif.RU  |  Москва  |  художники


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования