первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
художники
Наталья Абалакова
Юрий Аввакумов
Семен Агроскин
Валерий Айзенберг
Виктор Алимпиев
пара Алимпиев - Вишневский (Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский)
Владимир Анзельм
Таня Антошина
Сергей Ануфриев
Владимир Архипов
Константин Батынков
Элий Белютин
Александр Бренер
Александр Бродский
Ира Вальдрон
Герман Виноградов (Бикапо)
Сергей Вишневский
Дмитрий Врубель
пара Врубель – Тимофеева (Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева)
Серж Головач
Виктор Гоппе
Людмила Горлова
Эдуард Гороховский
Дмитрий Гутов
пара Дубосарский – Виноградов (Владимир Дубосарский и Александр Виноградов)
Оксана Дубровская
Елена Елагина
Владислав Ефимов
Анатолий Жигалов
Анатолий Журавлев
Константин Звездочетов
Анатолий Зверев
Юрий Злотников
Император Вава (Владимир Александров)
Франциско Инфантэ
Алексей Каллима
Алена Кирцова
Елена Китаева (Мао)
Елена Ковылина
Ирина Корина
Валерий Кошляков
Михаил Алексеевич Кулаков
Олег Кулик
Владимир Куприянов
Константин Латышев
Юрий Лейдерман
Сергей Леонтьев
Татьяна Либерман
Антон Литвин
Георгий Литичевский
Игорь Макаревич
Рауф Мамедов
Богдан Мамонов
Алена Мартынова
Светлана Мартынчик
пара Мартынчики (Светлана Мартынчик и Игорь Степин)
Диана Мачулина
Евгений Митта
Андрей Монастырский (Сумнин)
Лиза Морозова
Игорь Мухин
Татьяна Назаренко
Аркадий Насонов
Наталья Нестерова
Викентий Нилин
Никола Овчинников
Алексей Орловский
Анатолий Осмоловский
Георгий Острецов
Татьяна Панова
Павел Пепперштейн (Пивоваров)
Георгий Первов
Виктор Пивоваров
Мария Погоржельская
Дмитрий Александрович Пригов
Георгий Пузенков
Леонид Пурыгин
Гия Ригвава
Михаил Рогинский
Михаил Рошаль-Федоров
пара Савадов-Сенченко (Савадов Арсен и Сенченко Георгий)
Александр Савко
пара Салаутин – Файн (Салаутин Денис и Файн Дмитрий)
Айдан Салахова
Владимир Сальников
Юрий Соболев
Ростан Тавасиев
Авдей Тер-Оганьян
Давид Тер-Оганьян
Семен Файбисович
Андрей Филиппов
Василий Флоренский
Вадим Фролов
Юрий Хоровский
Дмитрий Цветков
Гор Чахал (Оганисян)
Аристарх Чернышев
Ольга Чернышева
Иван Чуйков
Юрий Шабельников
Сергей Шаблавин
Александр Шабуров
Кирилл Шаманов (Романов)
Станислав Шурипа
Сергей Шутов
Александр Якут

акционисты
литераторы
критики
кураторы
издатели
музыканты
режиссеры
группы
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




люди >> художники
Москва





Алена Кирцова


  Алена Кирцова  

Биографические данные

1954 родилась в пос. Баренцбург (о.Шпицберген)
1973-75 училась живописи в частной школе Василия Ситникова
1986-87 один из учредителей и член л/о "Эрмитаж"
1993 один из учредителей фонда "Утопия"

В каких собраниях работы

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Министерство культуры РФ, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Solomon R.Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США
Музей Современного искусства, Авиньон, Франция
Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США
Банк "Инкомбанк", Москва

Персональные выставки

1990 "Алена Кирцова". Московский Государственый университет, Москва
1991 "Алена Кирцова". Первая Галерея, Москва
"Стены и Лестницы" (совместно с Ю. Аввакумовым). Государственный Музей архитектуры, Москва
1994 Алена Кирцова, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (каталог)
1996 Frankfurt Aufenthalle, Галерея Кармелитерклостер, Франкфурт на Майне (каталог)
1996 Красное Вино – Зеленая Трава, Галерея Роза Азора, Москва
1997 Цвет для Михаила Врубеля, стенная роспись для Ретроспективы Михаила Врубеля, Кунстхалле Дюссельдорфа
2002 "Ретроспектива", Московский Арт-центр

Групповые выставки

1978-80 Отчетные выставки Горкома графиков
1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
"Искусство против коммерции" (выставка-акция). Битцевский парк, Москва
1987 "Репрезентация". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Жилище". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1988 "Ударники Искусства". ДК МЭЛЗ, Москва
XVIII молодежная выставка. Манеж, Москва
Всесоюзная молодежная выставка. Манеж, Москва
"Молодые художники социалистических стран". Манеж, Москва
"А. Кирцова, Р. Меел, В. Сальников". Выставочный зал Кировского района, Москва
1989 "Альтернатива?". Музей М.И.Глинки, Москва
"А. Кирцова, М. Серебрякова, А. Журавлев". Gallery "Garage", Белград, Югославия
1990 "Авангард 20/90". Манеж, Москва
"АРТ МИФ 1". Центральный дом художника, Москва
1991 "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
1993 "АРТ МИФ 3". Манеж, Москва
"Искусство Москвы 1988-93". Культурно-исторический центр, Красноярск
1994 Выставочный тур коллекции Инкомбанка – Ульяновск, Самара, Магнитогорск, Челябинск, Омск, Екатеринбург 1995 "La terra ritrovata. Алфавит русского пейзажа 1860-1995". Villa Ormond, Сан-Ремо, Италия
"Arte Russa". Villa Zorn, Sesto San Giovanni, Италия
"О доме". Профсоюзная, 100, Москва
"Einblicke" (Werkstatt Moskau II). Galerie im Marstall, Akademie der Kunste am Hanseatenweg, Kunstlerhof Buch, Берлин, Германия

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

"Алена Кирцова, дебютировавшая в середине 70-х, традиционно считается представителем московского неофициального искусства. Она действительно дружила со столичными артдиссидентами, в качестве зрителя принимала участие в их квартирных акциях и постепенно стала живым атрибутом андерграундной тусовки. При этом саму Кирцову-художницу, убежденную абстракционистку, все-таки трудно заподозрить в радикализме и фрондерстве. Ее искусство подчинено задачам сугубо художественным, оно лаконично и индивидуально-личностно. Обыденная реальность претерпевает тут сильнейшие эстетические мутации, превращаясь в самодостаточный и отстраненный артефакт. Оконные проемы или лестничные пролеты становились у Кирцовой строгой и холодной геометрической абстракцией в 80-е годы. Ведомые лишь автору интимные чувства и переживания обращались в призрачную и вязкую живопись в 90-е. Холст у Кирцовой – место упокоения мятущейся души, искусство – род самотерапии. Единственно возможный в этом мире "революционный" шаг – переход от живописи и графики к рельефным объектам из дерева и стекла. Но и они, как ни странно, остаются все теми же абстрактными экзерсисами, поражающими своей эстетской неуместностью в шумном и скандальном мире современного искусства."

Александр ПАНОВ, "Еженедельный журнал"

"Искусство в жизнь" – высокопарное название-лозунг недавней выставки Русского авангарда в Америке – взывает к глубинным утопическим идеалам того времени. Русская революция предоставила группе художников-маргиналов, хотя и на короткое время, титулы, положение и возможности для реализации грандиозного художественно-социального эксперимента. Неоднозначные результаты революции и ее художественное наследие лишь подчеркивают, как хрупки взаимоотношения между искусством и жизнью. Творчество Алены Кирцовой – по большей части абстрактная живопись – мало чеь впрямую обязано модернистскому наследию Москвы. В силу весьма сложных последствий революции она – в отличие от своих сверсников в Европе или Америке – не прошла на пути к профессионализму через академическое образование, основанное на принципах модернизма. Она знала и любила все странности Михаила Врубеля, русского художника конца прошлого века. Более современного Павла Филонова она открыла и полюбила в плохих репродукциях изданного в Чехословакии в 1970 г небольшого альбома. В этом случае ее больше увлекли его жизнь и писания, так как она сама совершила переход от поэзии к живописи. Именно это литературное начало, а потом окончательный выбор живописи как единственно возможного способа существования (а не какой-то живописный прецедент) лучше всего объясняют ее понимание тонкого соотношения искусства и жизни:

"Предыдущие годы я много писала стихи, с мучительными сомнениями, почти никому их не показывая. Занятие это меня мало удовлетворяло. Много позже, спасибо Платону, я поняла почему. Я пела как птица, как медиум самой себя, фиксируя словами и образами то, что уже существовало во мне. Но, по мере взросления, становясь сложнее и тоньше, написанное слово – в каком бы тонком образе оно не играло – зафиксировано прочно. "Что написано пером..." То есть, развития, уже написанного мною, не происходило; ничего нового не узнаю, перечитывая – только вспоминаю. Познающая часть "меня" отсутствовала в этих отношениях. Иначе в живописи. Играя цветом, формами, очертаниями, фактурами, тоном, пространством и т.д., как ни придумывай все заранее, результат всегда другой – неизвестный. Идея растет и зреет, часто меняется до неузнаваемости в процессе размышления и работы. Мысль, выраженная красками (и сами краски – изменяются во времени), чудесным образом продолжает развиваться. Иногда недописанная картина, оставленная на месяц или два, сама собой дозревает." *

Начав с фигуративной живописи "луковиц и кувшинов, фона и теней – "сложно окрашенных персонажей в пространстве", в ее собственном описании – Кирцова, в конце концов, пришла к абстракции, заметив, что нет большой разницы между тяжело гружеными фактурой облаками в ее старых пейзажах и абстрактной живописью. Ее интерес – в изображении облаков или в абстрактной поверхности – направлен на тот же эффект призрачной светоносности в тонко-тертых красках. Она описывает мучение и неопределенность процесса наблюдения за развитием формы на холсте, "как в моей жизни", распадающейся затем на множество мелких кусочков (вероятно, тоже, как в жизни). Она описывает путь, которым следует свет, по шероховатым и гладким, или матовым и блестящим поверностям... "И, в какой-то момент, свет перестает казаться белой или черной дырой, как пропасть, а становится объемным свечением, уже оплотненным, увеличивая психологическую поверхность холста и жизни, утолщая мою "вторую кожу".

Одна из ранних работ Кирцовой – это маленький белый холст с написанными тенями чашек и горшков, такими тонкими, что стоящий на столе у стены, где я впервые на него натолкнулся, он мог быть принят за фрагмент реальности. Только в этот миг между узнаванием этих теней и затем отсутствующих предметов, их отбрасывающих – ни то, ни другое ничуть не матерьяльней эфемерного отражения света, которое вообще позволяет нам видеть – и заключена редкая возможность осознания себя в этом мире.

Этот бестелесный эффект свечения важен не только с точки зрения чистого визуального удовольствия, но также, в метафорическом смысле, в допущении мимолетного чувства жизни – это касается и масляной живописи Кирцовой, и ее призматических объектов из осколков старого стекла, и тщательно выполненных рисунков. Как моментальная вспышка фотографа, разрывающая время на "до" и "после", искусство Кирцовой вызывает у зрителя переживание мгновенной связи познания, мышления, которое неожиданно и молниеносно преображает наше восприятие простой краски в ИСКУССТВО, или череду органических ощущений в ЖИЗНЬ.

* – Цитаты взяты из неопубликованного интервью (10.12.1993 – 6.06.1994) М.Гован. "Искусство в жизнь (и обратно) ". Искусство Алены Кирцовой. Буклет выставки "Алена Кирцова", Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1994


Источник:
www.artinfo.ru










Gif.RU  |  Москва  |  художники


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования