первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




люди >> художники
Заграница




  Ербол Мельдибеков  

Скульптор, видео- и фото- художник
Родился в 1964 году в Южном Казахстане
Живет и работает в г. Алматы (Казахстан)

ОБРАЗОВАНИЕ
1987-1992
Театральный и Художественный институт г. Алма-Ата, отделение Монументальной скульптуры
2005
Стажировка в Vermont Studio Residency for visual artists, Вермонт, США

Впечатляющие образы Ербола Мельдибекова стали эмблемой среднеазиатского павильона на биеннале в Венеции.
Хороший художник выражает коллективное бессознательное. Ербол создает образ Азии как трудно переносимый психо-эстетический коктейль, в котором агрессия и покорность смешиваются с реальностью массовых расправ над людьми в Андижане и Бишкеке. Искусство Ербола – оглушительно визуально и непосредственно. Это искусство прямого действия, исключающее любование и эстетский поиск. Для него насилие как форма первобытной власти связана с инстинктами, с восточным типом самочувствия. Поэтому он превращает насилие в искусство. Эмоциональный отклик на провокативное обнажение ситуации для Ербола Мельдибекова гораздо ценнее внутренних проблем искусства. В точных и жестких образах Ербола сконцентрированы и суть той шокирующей Запад реальности, которая создана средневековой авторитарной властью, и понимание обобщенного образа Средней Азии Западом.

Александр ЕВАНГЕЛИ


ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2006
"Rebels". Совместно с Алексеем Каллимой, Galerie Volker Diehl, Berlin
"Гипермусульманин (Пастан) ", Галерея М. Гельмана, Москва

2000
Персональная выставка в "VN" Галерее, Загреб, Хорватия

1999
"Tlon – Я не знаю такой страны", Дирекция художественных выставок, г. Алматы

1997
"Китч в казахском стиле", персональная выставка, галерея "Коксерек", г. Алматы

ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2007
"Дневник художника". Специальный проект фонда М. Гельмана в рамках 1 Московской биеннале современного искусства. ЦДХ, Москва
"Оттепель". 15 лет Галерее М. Гельмана. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

2005
51 Venice Biennial, Венеция, Италия
"Tamerlan Syndrome" Exhibition, Орвието, Италия

2004
"Pueblos y Sombras", Canaia Galerie, Мексика
"Privatisierungen", Zeitoenossische Kunst Avs Osteuropa Institute for Contemporary Art, Берлин, Германия
"Ideas in Motion" Alfieri Atelier Cinema, Флоренция

2002
"No mad's land", House of World Cultures, Берлин, Германия
"Abseits der Seidenstrasse" Kunst und Kultur aus Zentralasien. Haus der Kulturen der Welt, Берлин, Германия
"Politik-um. New engagement", Prazhski Grad, Прага, Чехия
"Re-orientation", ACC Gallery, Веймар, Германия
"Trans Forma". Center for Modern Art, Женева, Швейцария

2001
"Le tribu dell' Arte", City Gallery of Modern Art, Рим, Италия
"Провинция: между Европой и Азией", Ширяево, Самарская область, Россия
"Арт Москва", Стенд Галереи М. Гельмана, Москва, Россия

2000
Вторая Ежегодная выставка Центра современного искусства Дж.Сороса "Коммуникации: Опыт интерактивности", Выставочный комплекс "Атакент", г. Алматы

1998
"Азия вчера – сегодня – завтра", Benteng Vredeburg museum, Yogyakarta, Индонезия
Первая Ежегодная выставка Центра современного искусства Дж.Сороса "Самоидентификация: Футурологический прогноз", Торговый центр "Москва", г. Алматы
"IV Интернационал", Центральный государственный исторический музей, г. Алматы
"Art Forum", Берлин, Германия
"25 Salon Mladin", Загреб, Хорватия
"Химеры", Галерея М. Гельмана, Москва, Россия

1995
"Парад галерей", Кастеевский государственный художественный музей, г. Алматы Казахстан

1997
"Арт-Москва", ЦДХ, Москва, Россия

1995
Казахское искусство – старое и новое, Karenina Gallery, Вена, Австрия
"Exhibition in the Abai House", Лондон, Великобритания

1993
"Zhiger", Выставка молодых художников. Союз художников, г. Алматы

НАГРАДЫ
1998
Приз за лучшую зарубежное произведение на "25 Salon Mladin", Загреб, Хорватия
2000
Первый приз Международного жюри Второй Ежегодной выставки Центра Современного искусства Дж. Сороса "Коммуникации: Опыт интерактивности"

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Торчащие из земли головы врезались в нашу коллективную культурную память еще со времен "Белого солнца пустыни", став символом среднеазиатской политической борьбы, братоубийственной и безжалостной. Казахский художник Ербол Мельдибеков работает со структурами национального бессознательного, с образами агрессии. Среди них – люди, закопанные по шею в землю, – это со времен кочевников, говорит Ербол, с тех пор почти ничего не изменилось. После крушения советской системы в Центральной Азии оставшиеся у власти первые секретари установили архаические, автократические режимы, где коммунизм, ислам и язычество борются друг с другом.

Впечатляющие образы Ербола Мельдибекова стали эмблемой среднеазиатского павильона на биеннале в Венеции. "Ты откуда, что за страна? – спрашивали арт-туристы казахского художника. "I am from Pastan", – коротко отвечал Ербол. "O, Pastan!" – понимающе кивали любознательные европейцы, узнавая фонетические очертания среднеазиатских тираний и мысленно помещая этот Пастан туда, где Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан. Между двумя последними уже мерцает виртуальный Вазиристан – мечта, лелеемая Бен-Ладеном.

Хороший художник выражает коллективное бессознательное. Видеопроект "Пастан" – это провокационная и честная работа с агрессией, – основным, по мнению художника, содержанием азиатского коллективного бессознательного. Художник документирует перформанс, который он устраивал в Бишкеке на площади, – через две недели после того, как она была полита кровью. В этой работе Ербол создает образ Азии как трудно переносимый психо-эстетический коктейль, в котором агрессия и покорность смешиваются с реальностью массовых расправ над людьми в Андижане и Бишкеке.

Искусство Ербола – оглушительно визуально и непосредственно. Это искусство прямого действия, исключающее любование и эстетский поиск. Для него насилие как форма первобытной власти связана с инстинктами, с восточным типом самочувствия. Поэтому он превращает насилие в искусство. Эмоциональный отклик на провокативное обнажение ситуации для Ербола Мельдибекова гораздо ценнее внутренних проблем искусства.

Художник претворяет реальную ситуацию в художественном пространстве, обнажает ее и предъявляет зрителю. Чаще всего реальность в таком виде оказывается непереносима и вызывает отторжение у зрителя. Такая искренняя реакция – на уровне инстинктов – свидетельство попадания в самую суть национальной проблематики.

Что отличает восточное искусство от западного? По мнению Ербола – подвижность. Эстетическая аутентичность Востока связана с прикладной пользой искусства, с возможностью произведения находиться на теле или в руке, украшать коня или беседу, но никак не висеть на стене, как на Западе. Потому что у кочевника нет стены. Но есть жаркая почва, камень, песок и дрожащий от зноя воздух. Из восточной традиции искусства как чего-то, находящегося в движении, вырастает шокирующее переосмысление "Черного квадрата" Малевича, этой авангардной иконы, как фигуры распада и разложения, – подвижной, живущей недолго и предшествующей возврату в первозданную неизменность, в прах, в небытие, почву.
"Черный квадрат" Ербола Мельдибекова – динамическая фигура среднеазиатского авангардного эстетизма, образованная на короткое время черными трупными червями, сжирающими мертвую плоть и уползающими в землю.

Беспредельная авторитарная власть средней Азии нуждается в институциональном противовесе. Каким он может быть в стране, где оппозиции не существует? Страна с архаической авторитарной властью, находящей опору в кровавом подавлении и грубой силе с неизбежностью порождает радикальный ислам, считает художник. В нем концентрируется оппозиционность.
Пластика подавления пропитывает художественный язык Ербола. Проект "Гипермусульманин" – половинка, мужская часть проекта, исследующего телесную обыденность Пастана. Обрезанный в детстве, художник делает себе повторное обрезание, как бы усиливающее телесную принадлежность к исламу, зрителю предъявлена документация этого процесса. (Женская часть проекта, не показанная на выставке, предполагает документацию операции по восстановлению девственности, из которой радикальный ислам сделал предмет повышенного спроса.)

В точных и жестких образах Ербола сконцентрированы и суть той шокирующей Запад реальности, которая создана средневековой авторитарной властью, и понимание обобщенного образа Средней Азии Западом.

Александр Евангели










Gif.RU  |  Заграница  |  художники


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования