Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 31.05.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Народный органайзер


Ведущий рубрики - Андрей КОВАЛЁВ

Архив Народного оргaнайзера


Другие органайзеры:





Только для порядочных людей – обсудить и подписать

21.12.2004 17:19:13
Обращение художников по поводу преследования устроителей выставки "Осторожно религия!"


Искусство создается не для украшения интерьеров и потакания вкусам потребителей. Оно, прежде всего, призвано быть свидетелем времени и выразителем тех явлений в обществе, для которых в общественном дискурсе еще не выработан адекватный язык. Современное искусство – это живой и актуальный отклик на вызов времени, и границы его не подлежат регулированию статьями уголовного кодекса, что четко и недвусмысленно выражено в определениях Европейского суда по Правам Человека.

Свобода художественного творчества обязательно включает в себя свободу критического осмысления различных элементов культуры, в том числе, и того, как отражаются в культуре различные религии и идеологии.

Уже три столетия как для носителей ценностей Европейской цивилизации самоочевидно, что любая культура нуждается в пространстве свободы, в котором она может развиваться и выражать различные точки зрения, не обязательно совпадающие с общепринятыми.

Особенно это относится к искусству и, в первую очередь, к искусству современному. Свобода не может являться достоянием какой-то одной идеологии. Нам казалось, что утверждение в нашей стране принципов конституционной демократии обеспечивает каждому гражданину России право свободно жить, свободно творить, свободно выражать свои взгляды, что эпоха идеологических гонений осталась навсегда в прошлом.

Наше общество не является некой однородной массой. Как и в любой цивилизованной стране есть в нем большинство и меньшинства. Есть в нем и различия. Художники, участвовавшие в выставке "Осторожно, религия!", пытаются выразить разные отношения к заявленной теме. Реакция на эту выставку еще раз доказывает, что есть в нашем обществе определенные силы, отказывающиеся считаться с фундаментальными гражданскими правами, выраженными в нашей Конституции, во Всеобщей декларации Прав Человека.

Мы понимаем, что у многих людей вызывает агрессию непонятное, особенно если оно облечено в непривычную образную форму. Мы понимаем, что люди, считающие традиционную интерпретацию религиозных символов или исторических образов и тем каноническими, "священными", могут быть огорчены или рассержены их неоднозначной трактовкой в произведениях искусства. Для одних – это повод вступить в художественный или философский диалог. Для других – это предлог для насилия, для погрома и принуждения. Мы помним омерзительный приговор поэту Салману Рушди. Мы сами видели, к какому варварству, к какому разрушению тысячелетних памятников культуры привел фанатизм талибов в Афганистане. Но мы поражены тем, что в XXI веке в светской европейской стране прокуратура требует уголовного преследования – за проведение художественной выставки. Страницы уголовного дела против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, сотрудницы музея Сахаровского Центра Людмилы Василовской и художницы Анны Альчук (Михальчук) в связи с выставкой "Осторожно религия!" возвращают нас к позорным временам преследования инакомыслящих. Государственное обвинение, допрашивая художников, буквально выискивает признаки "ереси".

Инквизиционное обвинение, сформулированное прокуратурой, свидетельствует о том, что в нашей стране, провозгласившей себя правовым и демократическим государством, в котором по Конституции Церковь отделена от Государства, не соблюдаются элементарные принципы свободы самовыражения.

Вместо погромщиков, прихожан одного из московских православных храмов, разгромивших выставку, судят сотрудников музея и художников. Прокуратура опирается на позицию религиозных националистов, везде ищущих свидетельства нападок на Православную Церковь и на Россию. Обществу пытаются навязать художественный и мировоззренческий "стандарт", проникнутый духовной узостью и фанатизмом.

Представители фундаменталистских религиозных групп пытаются с помощью правоохранительных органов присвоить себе монопольное право на интерпретацию религиозной символики, давно уже ставшей достоянием мировой культуры и органически вошедшей в плоть и дух светского европейского искусства, к которому исторически относится и искусство России.

Мы требуем уважения к праву на свободу выражения мнений, на свободу художественного творчества и на право доступа к культуре, гарантированных Конституцией России и международным правом.

Мы считаем абсурдом утверждение, что выставка, проведенная на территории светской негосударственной организации, является оскорблением чувств верующих и способствует разжиганию национальной розни. Работа художников всегда может служить предметом общественного обсуждения и критики, но никак не объектом уголовного разбирательства.

Нам стыдно за позицию прокуратуры Москвы, потому что она позорит доброе имя нашей страны, дискредитирует российскую правоохранительную систему.



Ссылки:



10.12.2004 19:08:12
Альтернативная Бьянале


Конкурс картин, рисунков и инсталляций на следующие темы:
а). Патриарх встречает хлебом-солью в аэропорту Шереметьево Авдея Тер-Оганьяна, возвращающегося из пражской ссылки.
б). Прокурор снимает все обвинения с героических участников выставки "Осторожно, религия!", по поводу чего религиозная общественность устраивает благодарственный молебен.



Ссылки:



Органайзер Андрея Ковалёва // 8 декабря 2004 года

08.12.2004 18:56:55
Неофициальный сайт Мосбиеннале


Принято важное решение открыть неофициальный сайт Мосбиеннале. Список участников главного проекта от народа скрывают, хотя каталог уже готов. Поэтому предлагаю коллективными усилиями узнать все самим.



Ссылки:



Велимир Мойст. Художники мира сказали "спасибо"

08.12.2004 18:03:42



ЦИТАТА

Год назад амбициями блеснула Stella Art Gallery, вздумавшая торговать Энди Уорхолом и Томом Вессельманом, будто не догадываясь, что американский поп-арт у нас не товар, а чистая эмблема. Потом репертуар подкорректировали, но вряд ли прагматически – идея культпросвета все равно витает над всеми здешними проектами. Теперь вот новая галерея RuArts вознамерилась пронять средний класс до селезенки, чтобы поняли: время покупать актуальное искусство, покупать искусство актуальное время, искусство время актуальное покупать... Дамы, возглавляющие упомянутые институции (Стелла Кей и Марианна Сардарова соответственно), наверняка не прочь заработать на новом для себя поприще, но гораздо важнее для них соответствовать усредненным мировым стандартам.

Я некоторое время учился на Физтехе. Так наши преподаватели спрашивали "А какова физприрода этого явления?". Но есть случаи, когда лучше и не париться с такими вопросами и воспринимать мир таким, какой он есть.

АК


Ссылки:



Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Сезам, зажгись. В галерее "Е.К. АртБюро" показывают работы группы "СЗ" // 06.12.2004

08.12.2004 17:08:27



ЦИТАТА

Выставки 80-х в "Е.К. АртБюро" идут параллельно с другим сериалом – ретроспективами классиков андерграунда в Третьяковке и Русском музее. По статусу все вроде бы правильно: мэтру – мэтрово, тогдашним юнцам – пока галереи. На деле же все наоборот – выставки в национальных сокровищницах последовательно и методично опускают классиков до самого пола. Готовят их там как продукт в советской столовой, где первое блюдо от второго отличалось консистенцией, но совпадало по виду и запаху. Выставки наливают будто из одного котла – часто, плотно, в одних и тех же залах, с предельным минимумом ухищрений-разносолов. Часто без главных произведений, доставать которые слишком сложно и дорого.

В "Е.К. АртБюро" – наоборот. Перечислявшиеся через запятую группы, деликатные отличия в которых хорошо известны были лишь их участникам и зрителям (количество которых почти совпадало), показывают, тщательно продумывая акценты, фиксируя важные детали, тщательно подбирая (когда надо – реконструируя) работы. Эффектные дизайнерские решения раскрывают суть выставки с порога – для особо впечатлительных и непонятливых. Бессмысленно сетовать, что у национальных сокровищниц не хватает денег. Сличить затраты вряд ли кому удастся, но наверняка сметы в Третьяковке превышают те, что в "Е.К. АртБюро", где над выставками трудятся два человека – хозяйка галереи Елена Куприна и куратор Александра Обухова. Потому кажется, что не хватает в национальных музеях не денег, а чего-то другого. Классиков все равно жалко. Зато за поколение "темных" 80-х душа спокойна. Не пропадет их скромный труд: выставки описаны, творения каталогизированы, истории спасены. Очень вовремя – не все детали пропали в историческом тумане и несовершенной человеческой памяти.

У нас сложился удивительный феномен – академическая наука стала частным делом. А институции, которые, по идее, заниматься этой самой наукой, заняты развлечением самих себя. С другой стороны, может быть, все дело в том, что предельно мифологизированные классики шестидесятых с трудом поддаются академической обработке.

АК


Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...



Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября




 
Страницы :  Пред. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] След.



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования