"Серая лошадь"№3
Альманах СЕРАЯ ЛОШАДЬ №4 Владивосток - Москва был выпущен в Москве в 2001 году Издательским домом "Юность", Литературным объединением "Серая лошадь" (ISBN 5-94128-032-5, тир. 500 экз.) Над альманахом работали: Мария Бондаренко, Елена Васильева, Алексей Денисов, Вячеслав Крыжановский, Алена Любарская, Евгений Обжаров, Алексей Сидоров, Лидия Стоценко. Оформление обложки Вячеслава Крыжановского.

ОТ АЛЬМАНАХА № 4 – К САЙТУ

ЧТО ТАКОЕ СЕРАЯ ЛОШАДЬ?

"Серая Лошадь" – объединение молодых поэтов г. Владивостока, существующее под таким названием с 1994 года. Звучное анималистическое название восходит к местному топониму: "серой лошадью" в народе прозвали одну из немногочисленных (а потому и примечательных) жилых построек в стиле "сталинский ампир", где в помещении, предоставляемом Приморским отделением Союза писателей России, происходят регулярные собрания поэтов. Почти ежегодно, начиная с 1997 года, "Серая Лошадь" издает одноименный альманах как своеобразную форму отчетности о проделанной за год "литературной работе".


НАША ЦЕЛЬ

заключается в том, чтобы представить современную поэзию Владивостока как особого рода единство, базирующееся (в отличие от традиционной "поэтической школы") не столько на единстве стиля и осмысленной эстетической программы, столько на единстве социо-культурной среды, в которой находятся члены владивостокского поэтического объединения "Серая Лошадь".


ИСХОДНАЯ СРЕДА – НАИВ

Социо-культурная среда Владивостока специфична. Географическая и культурная удаленность города плюс сама система жестко центрированного постсоветского геокультурного пространства нашей Родины определяет его литературный статус "дальней провинции". Этот статус соотносится с особой ментальной ситуацией, которую мы провокационно именуем «ситуацией наива», где ведущий принцип культурного поведения проявляется в разных видах эскапизма, самоизоляции по отношению к "внешним" (актуальным) культурным явлениям.


НАИВ СТАНОВИТСЯ СТИЛЕМ

Тогда стили отдельных авторов «Серой лошади» (достаточно разнородные и при традиционном подходе никак не складывающиеся в "школу") мы предлагаем рассматривать как различные реализации единого принципа "наива". Среди этих реализаций условно можно выделить две разновидности. Первая – аутичные стили либо тяготеющие к наиву (или примитиву) в узком смысле этого термина, недавно появившегося в лексиконе современной критики и науке о литературе, либо спонтанно ориентирующиеся на традиционные поэтики, находящиеся сегодня на периферии актуального литературного пространства. Вторая разновидность – авторские стили, трансформирующие "ситуацию наива" в актуальную поэтику либо ориентирующиеся (в обход современной русской поэзии) на иноязычную литературу.



АЛЬМАНАХ / САЙТ КАК СПОСОБ САМОСОЗНАНИЯ

Таким образом, "Серая лошадь-4" претендует на то, чтобы быть прочитанным не только как собрание стихов разных поэтов, связанных лишь общим местом проживания и приятельскими отношениями, но и как жест самосознания региональной владивостокской поэзии, вербализация особой эстетической позиции.
Стоит заметить, что единого мнения по поводу теоретической позиции внутри самого объединения нет. Однако, как к этой позиции ни относиться, очевидно одно: сама потребность в ее артикуляции, потребность в осознании собственного места в литературном пространстве, которую на определенном этапе своего существования ощутила "Серая Лошадь", свидетельствует о качественном изменении статуса владивостокского объединения поэтов. Именно в этой связи речь может идти о своеобразной "владивостокской школе".

    

Следующий шаг к воплощению и развитию этой саморефлексивной программы – САЙТ "СЕРАЯ ЛОШАДЬ". Все сказанное ниже об Альманахе-4 имеет прямое отношение к Сайту.




ТРАНЗИТ: ВЛАДИВОСТОК-МОСКВА, ИЛИ ДВОЙНАЯ ОПТИКА

Такого рода саморефлексия стала возможна для владивостокских поэтов в силу различных обстоятельств, выходящих за рамки собственно поэзии. Во-первых, за последние несколько лет некоторые поэты из Владивостока, получив признание на межрегиональных конкурсах и фестивалях, тем самым получили доступ в различные столичные (а следовательно, межрегиональные) литературные круги. Во-вторых, некоторая часть авторов покинула Владивосток, перебравшись на постоянное место жительства в Москву, СПб и др. В-третьих, ряды Серой Лошади пополнились новыми членами, в том числе обладающими навыками филолога и критика профессионального уровня.
Все это в совокупности привело к тому, что изначально закрытая среда владивостокской поэзии получила выход к более широким сферам литературного пространства. И более того – приобрела уникальную "двойную оптику": возможность наблюдения текущей литературной ситуации как "из центра", так и "на местах", "из провинции" – специфическая и уникальная черта, как нельзя более благоприятствующая развитию самооценки не только в масштабах отдельно взятой региональной литературы, но в масштабах всего всей межрегиональной литературной ситуации.
Новую "транзитную" оптику новой "Серой Лошади" призван выразить слоган, вынесенный в название Альманаха-4: Владивосток-Москва.




СТРУКТУРА АЛЬМАНАХА / САЙТА: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конечно, к концепции "владивостокской школы" можно (и нужно) относиться критически – аналитическая позиция предполагает именно аналитическое восприятие. Сама эта позиция полемична по своей природе и призвана вносить корректировки в теоретические представления о современной литературной регионалистике. Отражение этой полемики можно найти в самом Альманахе-4.
На его пространстве (бумажном и виртуальном) любезно согласились высказать свое мнение московские литераторы критики и культуртрегеры: Дмитрий Кузьмин (По поводу владивостокской школы) и Данила Давыдов (Стратегии подмены и мифологизации).
Их мнение отчасти совпадает, но отчасти и расходится со взглядами редакции "Серой лошади-4", которые нашли выражение в аналитическом эссе Марии Кавалеровой (Поэты из Владивостока, "дальняя провинция" и школа концептаулизированного наива), которое составляет аналитическое ядро альманаха.

   

В масштабах Сайта –
критические материалы см. в рубрике КРИТИКА И АНАЛИТИКА,
обзор текущих событий из жизни СЛ и летопись истории объединения см. в рубрике СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ,
обсуждение новых стихов и круглый стол по различным творческим вопросам см. в рубрике ЗАСЕДАНИЯ СЛ.




СТРУКТУРА АЛЬМАНАХА / САЙТА: ПОЭТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Структура 4-го Альманаха сильно отличается от предыдущих. Мы сочли нужным представить участников в двух обособленных разделах: владивостокская группа – подборки поэтов, ныне проживающих во Владивостоке и московская группа – творчество авторов, покинувших Владивосток.

   

        

Виртуальное пространство Сайта не отражает явно это разделение. В соответствующей рубрике можно найти сетевые версии всех 4-х номеров Альманаха "СЛ". Творчество авторов, составляющих "ядро" объединения, более подробно представлено на авторских страничках (см. главную страницу: алфавит на полях "книжки").


ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Такой композиционный "сепаратизм", определивший устройство Альманаха, не есть призыв к миграции или "разъезду с дележом имущества" и не есть также следствие оных. Это – приглашение к интеллектуальному путешествию. Организуя Альманах таким образом, мы стремились самой его структурой, композицией, расположением и подбором текстов дать почувствовать не только читателям – но и в первую очередь самим его авторам – некое "движение" внутри владивостокской "школы". Движение, предопределившее развитие "Серой Лошади" в последние несколько лет; движение, организующее сообщество владивостокских поэтов на качественно новом, по сравнению с прежним, рефлексивном уровне; движение в сторону более осознанного и целостного единства. Это движение – как и феномен двойной оптики – двунаправленное.

Направление: Владивосток – Москва. В сторону Москвы, которая в данном случае, конечно, выходит за рамки своего географического "прототипа" и выступает для нас живым полемическим "контекстом", тем виртуальным местом, где сходятся и сталкиваются разные тенденции общенациональной литературной жизни, образуя ядро актуальной современной литературы.
Направление: Москва – Владивосток Направление обратное – назад, из центра во Владивосток, но не с пустыми руками, а с приобретенным багажом нового опыта и новой "оптики".

КАК ЧИТАТЬ ВИРТУАЛЬНУЮ СЕРУЮ ЛОШАДЬ?

Читатель, конечно же, волен сам выбрать пропорции и порядок сочетания поэтической и аналитической части.
В продолжение нашего метапутешествия мы можем гарантировать вам разнообразие поэтических ландшафтов – творчество таких разных и таких похожих владивостокских поэтов.

Алексей Денисов