Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Культурная политика


Вернуться к ленте

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц современного искусства

3.08.2007

Илья Архипенко
GiF.Ru


С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ "Манеж" пройдет VIII международная биеннале современного искусства "Диалоги". При скромном бюджете мероприятие, тем не менее, раз от раза становится все более масштабным. В этом году, благодаря усилиям главного куратора Ларисы Скобкиной, свои работы представят более 100 художников из 25 стран.

GIF: Каково значение "Диалогов" – как мероприятия международного – для культуры города и страны?

ЛС: Я только что посетила кассельскую "Документу", Венецианскую биеннале и Skulptur Projekte в Мюнстере. Может быть, это нескромно, но уровень работ на нашей биеннале не хуже. Благодаря крупным международным фестивалям происходит сближение публики и художников. Такие события люди воспринимают как праздник. Я хочу, чтобы наша биеннале воспринималась так же, чтобы Петербург стал одной из столиц современного искусства.

GIF: Для этого нужны деньги. Откуда им взяться?

ЛС: Прежде всего, городу следует нас поддержать, понять, что "Диалоги" могут стать событием для страны, а в идеале – и для мира. 15 лет мы бьемся со смехотворным бюджетом на небольшой площади. Мы не можем обеспечить присутствие громких имен, потому что нет денег. А когда мы обращаемся к потенциальным спонсорам, они говорят, что не знают о нашем существовании. И круг замыкается.

GIF: То есть художников и кураторов вы привлекаете на дружеской основе?

ЛС: Да, как правило. "Диалоги", собственно, и начались с того, что собрались несколько художников, из Франции и России, и мы вместе решили делать международный фестиваль. Знакомые приглашали знакомых, потом уже художники сами предлагали свои проекты. Начинали мы с нескольких десятков участников, последние же годы их более ста.

GIF: Как происходит отбор авторов?

ЛС: По-разному. Есть кураторы отдельных проектов: программы скандинавских стран, Франции, программы перформанса. Кроме того, свои проекты предлагают организации, в этом году – Московский музей современного искусства и петербургский филиал ГЦСИ.

Часто художники обращаются напрямую. Я очень люблю привлекать молодых.

Конечно, должна быть команда кураторов, собирающих художников в разных странах. Но мы не можем предложить достойных гонораров, держимся на энтузиазме.

GIF: На какую аудиторию рассчитаны "Диалоги" в большей степени: на профессионалов или же на массового зрителя?

ЛС: Категорически не на профессионалов. Биеннале должна быть не соревнованием художников, а способом эстетического воспитания. Одна из важнейших функций актуального искусства – расширение видения. Научиться видеть может каждый, даже самый далекий от искусства обыватель. Мы работаем, в том числе, и для него.

GIF: Чтобы такое событие включилось в мировой контекст, просто внимания публики недостаточно. Нужна серьезная работа критиков.

ЛС: Разумеется. Но сейчас критики больше мешают. Даже чувства благодарности нет. Не хотелось бы это называть комплексом провинциальности, но журналисты по отношению к нам заранее настроены скептически.

GIF: Вы не ставите конкретных задач перед художниками и кураторами, не нагружаете мероприятие идеологией. Каким образом "Диалоги" могли бы развиваться? В количественную сторону?

ЛС: Посмотрите концепции крупных биеннале. Это же полная абстракция. Все вбили себе в голову, что должна быть концепция. А результат везде и всегда один и тот же. Даже Венецианская биеннале декларирует широту взглядов. Потому что мир пришел к пониманию того, что интересно все.

Особенность нашей биеннале в том, что в равной степени уделяется внимание как актуальным, так и традиционным видам искусства. Разные направления, школы и жанры соединяются в диалоге.

В этом году "Манеж" получил в свое распоряжение зал на 170 квадратных метров и прекрасный внутренний двор на канале Грибоедова, 103. Новое пространство будет называться "Малый зал Манежа", и открываем мы его во время "Диалогов". Помещение нуждается в ремонте, но нам кажется, что к изъянам интерьеров можно отнестись вполне творчески: расширение площади биеннале важнее. В планах на будущее: чтобы биеннале охватывала множество пространств, вплоть до спальных районов, чтобы как можно больше художников представляли максимальное количество стран.

GIF: Считаете ли Вы, что Петербург – культурная столица России?

ЛС: Думаю, это звание было дано как напоминание. И теперь большим трудом мы должны его заслуживать.






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования