Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Культурная политика


Вернуться к ленте

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний на Украине лежит неподконтрольный коллективизм

20.04.2007

Время новостей


Один из лидеров молодого искусства Киева, группы "Р.Э.П." ("Революционное экспериментальное пространство"), Никита КАДАН рассказал "Времени новостей" о том, как структурировано современное искусство на Украине.

- Какие институции работают с современным искусством в Киеве?

- На сегодня таковых две: Центр современного искусства при национальном университете "Киево-Могилянская академия" и PinchukArtCentre. Первый был основан в первой половине девяностых и входил в сеть соросовских центров современного искусства на постсоветском пространстве. Тогда там делались масштабные проекты украинского современного искусства, художники получали гранты. Конец 90-х – начало 2000-х было временем такого ликбеза: привозили выставки Бойса, Кошута, Уорхола, Куннелиса.

А потом финансирование начало сворачиваться. Центр стал самостоятельным, уже экс-соросовским. Поменялась программа: появились выставки дизайна и репортерской фотографии. Все это сопровождалось неким замиранием, уменьшением интенсивности.

В конце 2004-го в центре появилась наша группа. 2005-й был годом резиденции "Р.Э.П." в ЦСИ, тогда началась переориентация центра на образовательные программы и работу с молодыми художниками, а в 2007-м мы открыли там "Штаб", мини-институцию, занимающуюся кураторскими проектами с художниками нашего поколения.

ЦСИ сейчас ориентируется не на масштабные шоу, а на процессуальные проекты, воркшопы и резиденции для художников.

Центр Виктора Пинчука (PinchukArtCentre) был задуман несколько лет назад, и организаторы хотели разместить его в здании киевского Арсенала – огромного здания XVIII века с гигантскими залами, служившими раньше ружейным складом. Там была проведена большая выставка "Прощай, оружие" и начались работы по обустройству выставочного пространства. После "оранжевой революции" планы поменялись – в Арсенале сейчас организовывается государственный музейный комплекс, а PinchukArtCentre открылся в прошлом году в торгово-развлекательном комплексе "Арена". Этот центр делает зрелищные интернациональные выставки, гламурные по форме и доступные по содержанию. На каждую приходят десятки тысяч посетителей, центр является постоянным объектом внимания масс-медиа. Центр частный, он собирает коллекцию современного искусства, им занимается международная команда кураторов.

Третий центр современного искусства планируется открыть в Арсенале, там же будет Музей современного искусства. Сейчас комплекс зданий Арсенала ремонтируется и перестраивается, однако открылась небольшая галерея, на основе выставочной программы которой будет формироваться коллекция будущего музея. Центр в Арсенале будет государственным, политика его пока неясна.

- В чем разница между Киево-Могилянским ЦСИ и московским ГЦСИ?

- В первую очередь в отсутствии в нашей аббревиатуре буквы "Г". ЦСИ зарегистрирован как "благотворительная организация". Хотя киевский центр и является формальной частью государственного учебного заведения, он независим в ведении своей политики.

- Как живет современное искусство в других городах Украины?

- Региональная художественная активность почти не институциализирована и связана с деятельностью сообществ молодых художников. Единственная форма институции современного искусства в регионах (если не считать эпизодических появлений актуальных художников в более консервативных выставочных пространствах) – это artist run spaces. Неподконтрольный коллективизм, потребность формировать локальную творческую среду лежат в основе таких начинаний, как сквот-галерея "SOSка" в Харькове, фестиваль современного искусства "Дідцебаба" в селе Чернянка под Херсоном или находящийся в квартире одного художника "Херсонский музей современного искусства". Здесь же можно упомянуть украинско-австрийско-немецкую группу "Карпатский театр", организовавшую пространство для своих проектов в сельской хате на западе Украины.

Деятельность этих институций, а также создавших их художников направлена, с одной стороны, на выживание современного искусства в провинции, с другой – на исследование локального контекста, работу с местным материалом, с действительно актуальной для художников проблематикой.

Вместе с киевскими группами Psia Krew, Totoro Garden, "Р.Э.П.", региональные сообщества составляют новое поколение в украинском современном искусстве. И именно деятельность сообществ сейчас провоцирует изменения в украинской художественной ситуации.




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования