Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.04.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Культурная политика


Вернуться к ленте

Домашняя сцена

20.01.2010

Евгений Левкович, Наталья Самкова
The New Times, N35, 05.10.2009


В ситуации, когда фильм могут не пустить на экраны по одному звонку "сверху" – как произошло с картиной "Россия 88", выставку закрыть и вовсе без объяснений – как случилось с экспозицией "Запрещенное искусство", а музыкальную группу отлучить от телеэфира из-за гражданской позиции ее лидера – как вышло с ДДТ и Юрием Шевчуком, независимым творческим людям остается только одно: снова обратиться к домашним показам, выставкам и концертам. Ведь даже "назад в подвалы", как пел Дмитрий Ревякин, уже не вернешься – все они опечатаны

Уже три месяца как в Москве работает новый кинотеатр. Правда, у него нет названия, он не печатает афиш, и его адрес не сообщат вам ни в одной справочной. Находится он в обычной двухкомнатной квартире в 16-этажном доме в районе Алтуфьева. Квартиру снимают два студента четвертого курса геофака МГУ – Михаил и Сергей. Каждую субботу здесь собирается до двадцати человек их друзей и знакомых – чтобы просто посмотреть кино. Для этого хозяева даже разорились на проектор (ни много ни мало – $600). С начала работы кинотеатра здесь показали "Россию 88" Павла Бардина, фильм "Недоверие" Андрея Некрасова о взрывах домов в Москве, "Теперь здесь офис" Андрея Лошака о лужковских "точечных" застройках, документальную ленту молодого грузинского режиссера Тимура Шенгелая – о событиях августа 2008 года – в общем, все то, что в России в публичных местах увидеть практически невозможно. "У нас здесь образовалось нечто вроде закрытого клуба, – говорит Михаил. – После каждого сеанса мы обязательно устраиваем дискуссии по поводу просмотренного фильма. Думаю, в общей сложности человек сто пятьдесят у нас уже побывали. И с каждой субботой желающих становится все больше". 7 октября "кинозал" на Алтуфьевской впервые будет принимать зрителей в будний день. В третью годовщину гибели Анны Политковской Михаил и Сергей собираются показать гостям, приглашения которым высылаются по электронной почте, полуторачасовой фильм "Письмо Анне", сделанный швейцарскими документалистами Эриком Бергкраутом и Терезой Обрехт спустя два года после убийства журналистки. "Честно говоря, еще недавно я даже не знал, кто такая Политковская, – рассказывает Сергей. – Случайно наткнулся на фильм о ней в интернете, после чего заинтересовался ее статьями. Сейчас мне ужасно обидно, что в Европе о Политковской знает больше людей, чем в России. Изначально мы хотели провести вечер памяти Анны более масштабно, пытались договориться с московскими клубами Bilingua и "О.Г.И.", но нам отказали. В одном месте выразили сомнение, придет ли достаточное количество народа, в другом объяснили, что подобными вещами никто из администрации заниматься не рискнет. Получается, что персональные квартиры остались единственным независимым от цензуры и коммерции пространством".

Аптека N1

Известный художник Герман Виноградов уже давно превратил свою квартиру в районе Курского вокзала в зону свободную от предрассудков. Каждое воскресенье он устраивает здесь "бикапонии" – квартирные концерты с дружескими чаепитиями. Зайдя к Герману на огонек (сделать это может фактически любой желающий, свой адрес Гарик не скрывает: ул. Земляной Вал, д. 42/20, кв. 38), главное – не споткнуться и не удариться обо что-нибудь головой. Его жилище полностью заставлено "музыкальными инструментами": под потолком висят огромные металлические трубы и балки, пропеллеры и стиральные доски, на полу стоят ведра и котлы. Все это Виноградов понатаскал с мусорных свалок, и теперь раз в неделю сталинский дом содрогается от чудо-музыки. "Это полностью некоммерческое предприятие, – говорит Виноградов, – мое личное пространство свободы. Здесь звучат не только железяки, но и вода, огонь, потоки воздуха. Используются также всевозможные запахи, слайды, рисунки. Человек, пришедший на концерт, настраивается на определенные вибрации и внутренне освобождается. У него пробуждаются глубинные воспоминания, некая память души, которую он в себе несет. Я рад, что помогаю людям стать более свободными и раскрепощенными. В наше время это очень важно".

Завсегдатаи виноградовских перформансов рассказывают, что, когда они только начинались, соседи снизу регулярно вызывали ментов, благо опорный пункт милиции находится ровно за домом. В какой-то момент люди в сером стали ходить к Герману как в гости, и в итоге (редкий случай в наших широтах) подружились с художником. Немузыкальным соседям не осталось ничего, кроме как отовариться в аптеке, находящейся в этом же доме, берушами на год вперед.

В двадцати минутах езды от Виноградова располагается еще одно маленькое пространство свободы. За громким названием "Галерея "Черемушки" скрывается частная квартира мос-ковского художника Кирилла Преображенского. В одной комнате живет он сам, вторая же полностью отдана под неофициальное искусство. Среди авторов, которых галерея уже выставляла, громкие имена: Анатолий Осмоловский, Елена Ковылина, Петр Быстров и другие. Всех художников объединяет ярко выраженная социальность и неполиткорректность. Преображенский рассказывает, что "застал еще конец предыдущей эпохи апт-арта" (художественное направление, название которого произошло от английских слов apartment и art, вместе – "квартирное искусство". – The New Times). Ее расцвет пришелся на начало 80-х, когда многим независимым художникам просто негде было выставляться. "Галерея "Черемушки" фактически возрождает те самые традиции. Три года назад, когда я только открывался, надо мной все смеялись: говорили, что сейчас время большого рынка. Теперь уже не смеется никто. Моя галерея – это еще и способ привлечь внимание людей к различным общественным проблемам. Например, к разрушению исторического облика Москвы, чему была посвящена одна из экспозиций".

Туалет не работает

В условиях цензуры и агрессивной коммерциализации в Москве стали появляться даже целые культурные "квартирные сообщества". Еще одна группа молодых художников создала свою независимую галерею в обычной коммуналке на Новослободской. Началось все с того, что шесть близких по духу творческих людей вместе сняли квартиру. "По сути, это был настоящий сквот", – говорит художник Аркадий Насонов. Вместе с ним в квартиру въехали его коллеги Александр Петрелли, Сергей Ануфриев, София Глушко и Егор Дмитриев, диджей Иванка Скриванек и куратор Татьяна Волкова. Последняя рассказывает, что, поскольку выставляться было особо негде, а превращать единственное жилье в галерею не хотелось, Насонов выдвинул гениальную идею: создать ее в туалете и назвать "Галереей одного зрителя" (ГОЗ). Под эту идею художники подвели целую концепцию, согласно которой лучшего места для созерцания искусства в наше время не найти. "Пока человек находится в известной комнате по нужде, – говорит куратор Волкова, – он одновременно знакомится с хорошим современным искусством и, что очень важно, делает это в полном одиночестве, то есть избегая типичной для любого вернисажа ситуации, когда вокруг тебя масса людей и посмотреть выставку как следует не удается. Выйдя из "галереи", можно уже спокойно обсудить увиденное со всеми. При этом если на обычной выставке все ее быстро покидают и идут куда-нибудь выпивать, то в данном случае многократное посещение туалета не даст человеку забыть о главной цели вечера".

На сегодняшний день в "Галерее одного зрителя" было представлено уже около двух десятков выставок, групповых и персональных, и все они пользовались неизменным успехом. Официальный пресс-релиз, концептуально объясняющий необходимость присутствия в обычной московской квартире большого количества гостей, гласит: "Галерея одного зрителя" на Новослободской представляет собой жест деконтекстуализации, обратный Марселю Дюшану. Если Дюшан поместил профанный объект в сакральное пространство, то ГОЗ помещает сакральные объекты в профанное пространство, тем самым его сакрализируя". В общем, если дать прочесть эту бумагу неожиданно нагрянувшим ментам, вряд ли кто-то из них захочет сюда вернуться...

Эскапизм как единственно возможную форму независимого существования стали выбирать даже известные медиаперсоны. Знаменитый писатель и телеведущий Анд¬рей Кнышев (его афоризм "Меня окружали милые, симпатичные люди, медленно сжимая кольцо" как нельзя лучше иллюстрирует нынешнее противостояние государства и свободного искусства) тоже почти не выходит из дома. В своей квартире он делает "Интернет-радио неограниченной безответственности" со странным названием "ЧипльДук" (его происхождение Кнышев не объясняет). В эфире можно послушать музыку, которую больше нигде не крутят, услышать неполиткорректные шутки, которые вряд ли бы пустили в эфир центральных станций, и даже ознакомиться с последними новостями – правда, подаваемыми в несколько издевательской форме. Например, диктор Кирилл Немоляев произносит текст об успешной совместной работе японских и американских астронавтов, а рядом сидит "редактор" Кнышев, который вслух цензурирует ровно каждое слово. В итоге ни одна новость не дочитывается до конца. "У нас очень жесткий формат, – шутят создатели радио. – Намного жестче, чем на Первом канале".




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Выполняем печать афиш а 1 москва, очень быстро и качество.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования