Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

3 марта – 3 апреля, ПRОЕКТ_FАБRИКА (Москва) – видеоинсталляция Пэм Скелтон "Сожженные стихи" (в рамках 2 Московской биеннале современного искусства)

3.03.2007



Пэм Скелтон. Сожженные стихи

3 марта – 3 апреля 2007

ПRОЕКТ_FАБRИКА

Переведеновский пер., 18
Метро Бауманская, тролл. 22,25 до ост. "Балакиревский переулок" (2-ая ост.)

Открытие 3 марта в 15.00

Выставка организована при участии Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

При поддержке:
Central Saint Martins, University of the Arts, London
Британского Совета в России
24_printservice
Компании ХОНКА

Куратор Елена Зайцева
Менеджер проекта Анна Ильченко

Проект "Сожженные стихи" – первая выставка известной английской художницы Пэм Скелтон в Москве.

Искусство Пэм Скелтон посвящено сложным взаимоотношениям между историей и памятью, как личной, так и коллективной. Объектом художественного исследования является зазор, образующийся между памятью конкретных людей, ставших участниками исторических событий, и тем, как предстает это событие в коллективной памяти последующих поколений. Чаще всего работа инспирирована местом, хранящем память об исторической трагедии, но всегда в центре интересов художницы – конкретные человеческие судьбы. Это может быть судьба никому неизвестных рядовых сотрудников, самоотверженно боровшихся с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС (проект "Ликвидаторы"), либо чудом выживший узник фашистского концлагеря (Понар). Но также это может быть и судьба исторической личности, поэта, героически ставшего "совестью поколения". Работу "Сожженные стихи" Пэм Скелтон создала под впечатлением от посещения музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге.

Что видит посетитель мемориального музея, оказываясь в доме, в котором жила и работала великая историческая личность? Каждый из нас воспринимает увиденное, опираясь на собственную культурную память. Для впечатления от музея, с его мебелью, письмами, личными вещами, важно не столько то, что мы видим в экспозиции, сколько то, что мы прочитали за всю свою жизнь. Именно текст придает смысл этому собранию вещей. Тема неоднозначной связи между текстом и предметом, словом и изображением, имеет в русском искусстве богатую традицию. Ею занимались Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, и вместе с ними – весь круг московского романтического концептуализма. Тем интереснее представить в Москве проект английской художницы, посвященный русскому поэту.

Видеоинсталляция "Сожженные стихи" представляет собой видоепроекции коротких фильмов об Анне Ахматовой на трех экранах. Эпизоды связаны друг с другом, но их последовательность не артикулируется, – каждый происходит как будто бы вне времени. Он также вынесен из пространства – первоначально проект был реализован в экспозиции Дома-музея Анны Ахматовой (куратор Мария Коростелева), но теперь показывается в современном выставочном зале в индустриальной зоне Москвы. Таким образом, инсталляция Пэм Скелтон апеллирует не к месту и времени, а к тому знанию, которым уже обладает зритель, к его памяти, культурной и личной.

Эпизоды инсталляции "Сожженные стихи" основаны на реальных событиях жизни Анны Ахматовой в 30-40-е годы. Каждый из них – сожжение рукописей, встреча с английским философом Исайей Берлиным, слежка за поэтом – повествует о стойкости, с которой Ахматова сопротивлялась тоталитарному режиму, платя за свободу творчества тяжелыми лишениями, которые обрушивались на нее и ее сына. Встречу с Ахматовой Берлин описал в книге "Личные впечатления": "Судьба подарила мне редкостную для западного человека возможность встретиться с несколькими русскими писателями, двое из которых – Пастернак и Ахматова – бесспорные гении". Его восхищает героизм писателей, которым "тоталитарное государство отказало во всем, но справиться с ними все же не сумело". Большую часть своих рукописей Ахматова сожгла в 1949 году, после четвертого по счету ареста ее сына. В этот год в Великобритании вышла книга Джорджа Оруэлла "1984", повествующая о том, как система, обладающая сильным аппаратом подавления, способна полностью сломить всякую волю человека к сопротивлению. Однако, история жизни и творчества реального человека, поэта, жившего в Советском Союзе, утверждает обратное. Именно этот аспект жизни Ахматовой, героического сопротивления системе, ("Я героепоклонник", – говорил Берлин в упомянутой книге), непобедимости человеческого духа в борьбе с ней – более всего привлек английскую художницу, побудив ее к созданию "Сожженных стихов".

Пэм Скелтон
Родилась в Хэррогейте, в Англии в 1949. Живет и работает в Лондоне.
Преподаватель Школы искусства и дизайна Сан-Мартин.

Аккредитация и дополнительная информация:
Анна Ильченко analana@mail.ru 8.926 262 5057






Ссылки:






















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






подарки на 8 марта 2009 года


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования