Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 8.12.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

27 июля – 25 августа, Самара – V Ширяевская биеннале современного искусства

27.07.2007



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

V Ширяевская биеннале современного искусства
"Дом: между Европой и Азией"
с 27 июля по 25 августа 2007 года


Организатор:
САМАРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
"ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА"


Биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999, в селе Ширяево, расположенном на берегу реки Волга и Самаре.

• 1999 год – "Провинция: между Европой и Азией"
• 2001 год – "Тактильность: между Европой и Азией"
• 2003 год – "Еда: между Европой и Азией"
• 2005 год - "Любовь: между Европой и Азией"

В биеннале принимали участие художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Литвы и Армении. Опубликованы каталоги – 1999, 2001, 2003 годы, CD – 2005.
Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации "между Европой и Азией".Подвергая артистической инвентаризации один и тот же "предмет", "тему", "понятие" с точки зрения различных ментальных и культурных стратегий, можно представить не только авторские дискурсы, но и зафиксировать существующие тенденции в диалоге искусств между Европой и Азией.

Тема 2007 года "Дом: между Европой и Азией".

Творческому осмыслению предлагается понятие "Дом" – как способ проживания, поскольку это то самое суверенное пространство, которое художник может представить миру.

Важной составляющей структуры биеннале является творческий практикум (workshop), который проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в "проживании" художников в домах местных жителей. Это условие "погружения" в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или "идеальной" среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента – дать художнику шанс "начать работать с нуля", не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт рынка.

Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя "местные" материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации – "Номадическое шоу". Таким образом, Ширяевская биеннале предлагает альтернативу традиционному функционированию искусства – в рамках "белого куба" музейного пространства.

"Номадическое шоу" это симбиоз двух понятий: европейского – "шоу" и азиатского – "номадического", кочевого принципа жизни для освоения новых "территорий". "Номадическое шоу" – центральное событие биеннале. Действие происходит только один день в течение 8 – 9 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет личное время для презентации. Чтобы стать свидетелями этого события большинство зрителей приезжают из Самары специальным кораблем. "Орда" зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, СМИ и местными жителями, осваивая все новые очаги искусства и вовлекая в свое шествие все новых участников.

Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т.д. Маршрут выстраивается по возрастающей – начинается от пристани и заканчивается в горах.

Село Ширяево привлекательно для широкой зрительской аудитории, как одно из красивейших мест Самарской луки. Это можно сравнить с феноменом Венецианской биеннале, когда помимо искусственных форм красоты (то есть самого искусства) притягивает природная и историческая красота самого места. В селе, основанном в 17 веке, последние 200 лет велась активная добыча известняка, вследствие чего, обступающие его горы все изрыты штольнями, соединяющимися с природными пещерами, характерными для этих мест, что весьма интересно для туристов, и аутентично используется художниками.

В Ширяево легче всего добраться водным транспортом и эта особенность используется устроителями мероприятия, как особый вид водного хеппенинга – пролог и эпилог "Номадического шоу"

В Ширяево работали художники Репин, Васильев (существует дом-музей Репина), в советское время это было известное место проведения пленэров.

В этом аспекте биеннале интересна, как внедрение актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы.

Первое упоминание о селении "Ширяево" в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, увидевшего эти места в мае 1703 года. В его книге есть строки: "В 9 часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20 верстах от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка".

Последние годы возникла потребность показывать часть проектов биеннале на выставочных площадках Самары, поскольку мероприятия, реализуемые в селе Ширяево, не могут принять всех желающих. Это позволяет расширить структуру биеннале яркими художественными событиями и более полно удовлетворить зрительский интерес.

Концепция

Творческому осмыслению предлагается понятие "Дом" – как способ проживания, поскольку это то самое суверенное пространство, которое художник может представить миру.

Изучение этого понятия актуально именно сейчас, когда основным параметром современности является "мутация". Революционные установки прошлого десятилетия сменяют философичные игры с предметом, дискурс актуальности постоянно пополняется новыми технологическими и междисциплинарными наработками, "все" пробуют "всё", предполагая, что "только изменяя себя, мы не изменяем себе".

Возможно, в этой ситуации современный художник по-прежнему и даже более чем когда-либо остается "самостью творца, неравной самому себе". Так как "культурный продукт" – будь то "картина" или "перформанс", являются лишь частью истории, смысл которой по завершению может быть обратным, и сфера борьбы переместилась к границам себя самого, "дома" внутри себя.

Однако вектор контемпоральности, колышущейся между художественным и социальным не может обойти "Дом", как феномен устойчивых ценностей человечества.

Экология, семья, фобии, пристрастия, нано-технологии – все в движении. Никто ни в чем не уверен. Но повальная "подсадка" на перемены не затмила мечты о "доме". И в самых крутых вестернах самые "cool" бьются за "счастье на лазурном берегу". Не за счет в банке, это лишь средство, а за крошечную пристань "своего". И первое осознание "себя" связано с желанием уехать, убежать, отпочковаться, создать "свое", вновь привязать отрезанную пуповину, и сегодняшний fashion, желая купить вашу душу, как самый модный тренд предлагает "cocooning", создание своего кокона, своей среды, по сути – "дома", который всегда с тобой. И более – это ты сам.

Это интересно и в ракурсе "строительной лихорадки" охватившей Россию.

Пришли новые собственники, и часто лучшее перестраивают в худшее. Например, обезличивают памятники конструктивизма, стирая следы былого величия и все потому, что невозможно "чужое" назвать своим "домом".

Обозначая темой этого года понятие "Дом", нам бы не хотелось ставить конкретных границ, напротив интересно было бы понять, какой дом нынче желаем более всего: универсальная ячейка в небоскребе глобализма или магнетизм аутентичного места.

Комиссар биеннале – Роман Коржов csi@samtel.ru
Куратор биеннале – Неля Коржова csi@samtel.ru
Председатель организационного комитета биеннале – Алексей Прокаев prokaev@sseu.ru
Координатор по связям с общественностью – Ната Морозова na-tam@inbox.ru
Куратор группы из Штуттгарта – Ханнс-Михаель Руппрехтер info@stuttgarter-kunstverein.de
Куратор группы из Франции – Марлен Перонет marl.perr@gmail.com
Куратор группы из Москвы – Александр Панов alex_panov@hotmail.com
Куратор российской видео программы биеннале – Антонио Джеуза antoniogeusa@hotmail.com

Партнеры биеннале:
Посольство Федеративной Республики Германии в Москве / Botschaft der Bundesrepublik Deutschland Moskau; Фонд имени Роберта Боша / Robert Bosch Stiftung; Немецкий культурный Центр им. Гёте / Goethe -Insitut Moskau; Штуттгартский союз художников / Stuttgarter Kunstverein e. V.; Администрация городского округа Самара; Самарский Областной Художественный Музей; Самарский областной историко-краеведческий музей им. Алабина; Самарский государственный экономический университет; ТЕХНОПАРК СГЭУ; Самарский; Государственный Университет; Самарское отделение Союза Кинематографистов; Авиакомпания Дойче Люфтганза АГ / LUFTHANSA German Airlines; News Outdoor Самара; ООО "Волга – Документ"; Студия широкоформатной печати "Альбатрос"; Самарская Лизинговая Компания; Центр современного искусства "Винзавод" & Spiderprojects (Москва); Е.К.Арт Бюро; Информационный портал GIF.RU






Ссылки:






















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Посетите фирменный магазин Заречье, там, Вы найдете себе мебель по душе.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования