Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

С 26 октября, Витебск - поэзия "береговой линии" Сержа Головача

26.10.2003



"Супрематический квадрат в своих изменениях создает новые виды элементов".

Казимир Малевич


"...в пузырях логической науки измеряются предметы клином, клюквой и клыком"

Даниил Хармс


Точка зрения на окружающую нас реальность постоянно меняет свои акценты и свою оптику. Она способна дистанцироваться от нас, отдаляя свое фокусное расстояние, и одновременно приближаться максимально близко, высвечивая новые качества пространства. Этот процесс обладает своей драматургией и своей историей, выявляемые как историей искусства, так и феноменами науки. После космогонических структур Казимира Малевича и психоделических "погружений" Василия Кандинского в глубинные слои реальности пространственная образность нашего мира практически не раскрывалась. Она продолжала существовать для нас в тех же традициях, не проявляя свои следующие слои. Барьер был преодолен в начале 70-х годов в связи с открытием фрактальной геометрии, новой формой неевкBидовой топологии, живущей в контексте с ньютоновым однородным пространством. Конфликт случайных ветвящихся структур, вихревых потоков пространства с его гомогенным состоянием вызвал не только методологию его изучения и анализа, но реализацию его образных реалий, построенную на визуализации нелинейных дифференциальных уравнений. Визуализация интеллегибельного мира, его понятийных моделей совпало с ситуацией особой сосредоточенности "оптики" искусства. Фотообъектив Сержа Головача можно рассматривать одним из свидетелей в этой зоне сосредоточенности. Его камера исследует границы контакта устойчивых систем с их образами вибрации. Их сложная и парадоксальная сеть образует новую геометрическую функциональность, мутации линейного супрематизма, предусмотренные в начале 20-х годов в теории прибавочного элемента Казимира Малевича. Струящиеся потоки воды, искривления динамики воздушных слоев при движении человеческой фигуры, зеркальные формы солнечного луча, нелинейная геометрия свободных архитектурных форм - все эти визуально-информационные "шумы" превращаются в объекты особого внимания фотографа. Новизна его оптики обретается в тех пространствах, что прежде оставались в маргиналиях, на обочине вEDимания, в "нечитаемостях" или в "искаженных прочтениях". Искусство Сержа Головача оказывается в зоне анархической игры скрытых сил - интенсивностей, освобождаясь от диктата личного монолога и персоналистической культуры. Оно - в самых растиражированных образах, таких как, например, праздничный салют, - дарит шок соприкосновения с неведомым при контакте с, казалось бы, заведомо освоенным. Человеческое тело, его неожиданные "рельефы", его магическая пейзажность оказывается способным прорвать гипноз своих привычных линейных образов в "фрактальной" системе координат Сержа Головача. Его взгляд расшатывает классическую центристскую оптику, отсылая за пределы отдельно взятого артефакта, "попустительствуя" свободной жизни его резонансов и "струящихся" продолжений. Сегодня образы фрактальной геометрии мерцают множеством значений, которые продолжают свою жизнь в сознании художника и в пространствах математических теорий. Они оказываются неизмеримо сложнее, насыщеннее и энергичнее любого традиционно организованного пространства; они таят в себе разного рода суммации сил, неожиданности и парадоксы, они взрывчаты и несут в себе смыслы и оттенки всей нашей постмодернистской реальности. Путь, которым следует дискурс поэтики Сержа Головача, не является собственно ни хронологическим, ни повествовательным, когда одно событие рождает другое. Его, как представителя новейшей визуальной оптики, по выражению К. Юнга, "интересует сама конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а вовсе не гипотетические принципы, которые якобы обусловили случайность". На смену восприятия времени и пространства как чистой последовательности Серж Головач привносит ощущение их мгновенности и точечности. В этом свете традиции культуры представляются как энергии, объединяющие разрывы и пределы визуально-пространственного опыта. Они наделяются суггестивностью, рождая потоки ассоциаций и обретая силу внушения. В их горизонтах и планах, в их "blow-up" открBвается "береговая линия", граница, где новое пространственное чувство переживает возвращение барочности, избыточности метрики в самой естественности бытия.

Виталий Пацюков


Витебск, проспект им. Фрунзе, 11.

В рамках ежегодных "Малевичских чтений".




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Металлические и пластиковые водосточные системы европейского и российского производства с гарантией качества.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования