Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 15.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

1 марта – 1 апреля, башня "Федерация" (Москва) – "Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма" (куратор Иосиф Бакштейн, в рамках 2 Московской биеннале современного искусства)

1.03.2007



Иосиф Бакштейн
Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма
Башня "Федерация"

1 марта – 1 апреля


Москва, 1-й Красногвардейский проезд, 15

Произведения, включенные в данный раздел Основного проекта призваны способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство. Современное искусство, как и в целом гуманитарная культура утрачивают то, что можно было назвать их "легитимирующей функцией". Именно поэтому сегодня мы говорим о Примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики.

Сама тема "Примечания" отсылает к проблеме поиска места, которое пытается занять современное искусство в современном мире и его значение как универсального комментария к происходящему в окружающей действительности.

Сегодня вопрос можно сформулировать следующим образом: какая борьба за жизнь происходят в эпоху глобализации и можно ли сказать, что борьба за жизнь стала еще более суровой по сравнению с предшествующими историческими периодами? Имеет ли современное искусство шанс выжить в "борьбе за жизнь" среди транснациональных институций культурной индустрии?

В этой связи надо попытаться определить еще раз особенности той эпохи, которая наступила после падения Берлинской стены (1989) и распада Советского Союза (1991). Есть все основания полагать, что этими событиями завершилась огромная историческая эпоха, эпоха Нового времени, когда искусство и культура в целом были важнейшей составной частью общественной идеологии. Этим определялось привилегированное положение искусства и художника. Но даже в идеологическую эпоху Модернити роль и место художника существенно различались при либеральных режимах с одной стороны и тоталитарных с другой. И в том и другом случае, и особые доказательства этому дает период модернизма и авангарда в течении всего 20 века, искусство, и особенно изобразительное искусство претендовали на элитарную позицию в обществе. В этом смысле, Модернизм завершает традицию эпохи Просвещения.

Неолиберальная реальность бросает художнику вызов и заставляет разрабатывать новые стратегии выживания. Одна из них – создание произведений, направленных против доминирующей поп-культуры, или использование ее в своих целях.

Выживание искусства как института в условиях глобализированной рыночной экономики оказалось еще более сложной задачей, чем выживание в условиях тоталитарных режимов, когда искусство являлось важнейшей частью господствовавшей идеологии. Дело в том, что художник являясь идеологом в идеологическом обществе становится основной, фундирующей, объясняющей и оправдывающей это общество фигурой. Власть вынуждена говорить на его языке, говорить его языком.

Современное изобразительное искусство, особенно в идеологический период своего развития, существовало в форме рефлексии относительно самого себя, своего предмета и своей истории, и как результат акты этой рефлексии, их жесты, их предметное выражение радикализировались, создавались визуальные знаки вступавшие в радикальную полемику с признанными на данный момент "пластическими ценностями", вплоть до их радикального отрицания или не менее радикальной деконструкции.

Участники проекта "Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма" – художники, которые работают с описанными выше проблематикам и осознанно относятся к художественным стратегиям своего выживания, а также к самой ситуации выживания искусства и сохранению художника как важного субъекта политической и социальной критики. Можно сказать, что участники этого проекта принимают утверждение Адорно, согласно которому "культура на самом деле не просто приспосабливается к человеческому существованию, но всегда протестует против ситуации косности, в которой человек существует, и тем самым воздает ему хвалу".

Список художников выставки (может быть изменен до 1 февраля)
Viktor Alimpiev, Bigert and Bergstrom, Kerstin Cmelka, Keren Cytter, Federico Herrero, Garry Hill, Liu Jianhua, Amal Kenawy, Mikhail Kosolapov, Melvin Moti, Donna Ong, Joseph Robakowski, Michael Sailstorfer, Natalia Struchkova, Ilya Trushevsky.






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Только высокое качество и только по доступной цене. У нас всегда можно найти всевозможные подоконники из лиственницы, как отечественного, так и зарубежного изготовления. Возможна также продажа подоконников в кредит.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования