Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

11 сентября – 25 октября, Государственный центр фотографии (СПб) – проект "Северная осень" (История финской фотографии моды. Выставка Ари Магга (Исландия)

11.09.2009



РОСФОТО
при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации
Северного Культурного Фонда

Выставочный проект
"СЕВЕРНАЯ ОСЕНЬ"

12.09 – 25.10.2009

РОСФОТО представляет выставочный проект, посвящённый фестивалю моды Nordic Look.

В этом году Государственный центр фотографии стал участником ежегодного проекта Nordic Look, который проводится в Санкт-Петербурге Информационным бюро Совета министров Северных стран и знакомит российских зрителей с новейшими тенденциями в моде, дизайне и художественной фотографии, а также помогает установлению связей между профессионалами в сфере моды из России и стран Северной Европы.

В залах РОСФОТО будут показаны персональная выставка одного из крупнейших исландских фотографов Ари Магга и выставка "История финской фотографии моды", предоставленная финским Музеем фотографии (Хельсинки).

Ари Магг
Ари Магг родился и живёт в Исландии. Родина является источником вдохновения его творчества. За последние семь лет он стал главным рекламным фотографом Исландии и приобрёл известность в Европе. Ари Магг – финалист европейских конкурсов креативной рекламы Epica Awards 2005 и 2006 гг., с 2000 года он ежегодно получает призы в конкурсе Iceland Ad Awards. Он работает с ведущими компаниями своей страны – авиакомпанией Icelandair, главными банками Исландии, компаниями мобильной связи Vodafone и Iceland Telecom, одним из старейших производителей одежды 66North. Ари Магг активно сотрудничает с известнейшими исландскими музыкантами, такими как Бьорк и группа Sigur Rós. Во многом благодаря его образам их знает весь мир.

В экспозицию войдут наиболее известные работы Ари Магга, созданные для рекламных кампаний Reyka, 66North и других.

История финской фотографии моды (1920-е – 2000-е годы)
Выставка предоставлена Финским музеем фотографии (Хельсинки). Куратор выставки и автор книги "Бессмертная мода. История финской фотографии моды" Мерья Сало собрала фотографии из коллекций Музейного ведомства Финляндии, музея Стокманн, архивов известных финских марок, уже ставших классическими и известными во всем мире – Silo, Kestilä, Vuokko и Marimekko, архива журнала Helsingin Sanomat, частных коллекций.

На выставке представлены фотографии более сорока авторов, среди которых известные имена: Кай Бремер, Улла Финниля, Эмми Фок, Кира Глушкофф, Матти Хиетала, Ари Люийнен, Себастиан Нурми, Макс Петрелиус, Сигурд Расмуссен, Сеппо Савес, Бёрье Сёдерхольм, Й.Тенховаара.

Программа
11 сентября
Открытие выставки
14 – 18 сентября
Мастер-класс Ари Магга, посвящённый теме "Реклама и фотография моды".
7 – 10 октября
Лекции "Фотография моды и рождение гламура", "Фотография моды и радикальные шестидесятые", "Тема природы в финской фотографии моды", "Фотография моды и гендерный вопрос" куратора выставки "История финской фотографии моды" Мерьи Сало (Финляндия).
21 – 24 октября
Информационное бюро Совета министров Северных стран представит в залах РОСФОТО модели одежды известных дизайнеров из Финляндии, Исландии, Швеции и видеоролики прошедших модных показов.

Выставочный проект "Северная осень" проходит при поддержке Северного культурного фонда, Информационного бюро Совета министров Северных стран в Санкт-Петербурге, Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, Института Финляндии в Санкт-Петербурге, Почетного Консульства Исландии в Санкт-Петербурге.

Выставка "История финской фотографии моды"

Модный берет в стоге сена

Мода – понятие интернациональное, фотография моды – тем более. Выставка "История финской фотографии моды" из Музея фотографии в Хельсинки, выглядит занятием безнадёжным. Но именно этим она интересна.

Мерья Сало, куратор выставки и автор книги "Бессмертная мода. История финской фотографии моды", вышедшей в 2005 году и охватывающей период с 1920-х годов до наших дней, признаётся, что не знает ничего специфически финского в модной фотографии Финляндии. Предположу – финский фирменный стиль в уважительно-ироничном отношении к архетипам. Если традиция требует, чтобы женщина в национальном костюме непременно изображалась на фоне березовой рощи или ржаного поля, то Пентти Форсман фотографирует среди берёз модель в нижнем белье. Белое кружево рифмуется с корой березы. Снимок сделан в 1960-е годы и сейчас не выглядит тестом на нравственность. А тогда был двойным вызовом и этнографическому, и эротическому.

В 1963 году Форсман снимает модель в модном клетчатом костюме с большим беретом, которая лихо стоит на телеге. Возница – крестьянин в кепке, даже не повернулся к камере, словно каждый день только тем и занимается, что доставляет моделей на фотосессии. Две девушки в легкомысленных шляпках-колокольчиках и платьях "миди" по моде 1966 года на снимке Туови Нюсианен делают вид, что кормят сеном ухоженных и довольных жизнью коров. Автор как будто бы случайно "забывает" убрать софит на левом краю кадра, ненавязчиво маркируя ситуацию – идёт игра по правилам. Сено, так сено.

Правила действуют и сейчас. Кира Глушкофф, которая начинала в 1980-е и вскоре стала международным фотографом, снимает модель в черном цилиндре, белой сорочке с розовым галстуком и с огромным мохнатым яком на поводке. Животное для Финляндии экзотическое, возможно, снимок сделан где-нибудь в Азии, но вспомним, что на хуторах – глобализация.

Впрочем, самый известный финский фотограф моды Макс Петрелиус обходился без этнографии. Его интересуют движение и графичность силуэта. Снимок 1960 года зафиксировал перемещение по кадру босой модели в эффектном пятнистом халате. Старые мастера умели добиваться стильности и эротичности самыми простыми средствами.

Из студии Петрелиуса, созданной им в Хельсинки в 1966 году, вышло несколько известных фотографов, в том числе Улла Финниля. Её модель в розово-белом ангелоподобном балахоне с широкими рукавами сфотографирована на фоне советского "Лунохода". Разумеется, как и всё в финской фотографии моды, мизансцена не случайна. На 1970-е годы приходится не только пик финской индустрии моды (в стране работало более 500 компаний!), это было время, когда значительная часть их продукции экспортировалась в Советский Союз, который мог расплачиваться доходами от первого нефтяного бума.

Девяностые годы окончательно утвердили давнюю мысль о том, что фотография моды, как и сама мода, предлагает не одежду. Они общими усилиями продают мечту. Которая может быть деловой, как на снимке Кари Хаутала 1992 года с моделью в клетчатом костюме, галстуке и кепке, привет Форсману. А может быть насмешливой, как на снимке того же Хауталы с очкариком, напоминающим персонажей Вуди Алена. Мужчина в галстуке, но без брюк, пытается приготовить себе рыбу, совершенно не представляя, как это делается.

Ещё одной "финскостью" в фотографии моды стал спортивный стиль. В своей книге Мерья Сало приводит маркетинговое исследование середины 1970-х: 52 процента женщин в Финляндии предпочитали спортивный стиль и только 35 – деловую одежду. Фотографы моды изначально работали в этом направлении. В 1934 году Нильс Расмуссен фотографирует модель в купальнике на фоне традиционных финских скал. Это были первые модные фотографии, сделанные вне студии. Его партнёр Рауно Хаарла в 1937 году фотографирует лыжниц в модных костюмах. Эти снимки становятся первыми в Финляндии цветными фотографиям моды. До этого черно-белые изображения раскрашивали вручную.

Вадим Михайлов


Выставка Ари Магга (Исландия)

Он сердце оставил в исландских горах

Ежегодный фестиваль Nordic Look, участником которого в 2009 году впервые стал Государственный центр фотографии, справедливо включил в свою программу показ избранных произведений ведущего исландского фешн-фотографа Ари Магга.
32-летний мастер стремится сохранить тот самый "нордический взгляд", который заложен в названии международного проекта. Горы, снег и сильный ветер с моря одинаковы в Исландии как для президента страны Олафура Рагнара Гримссона, так и для безвестных моделей, рекламирующих белые платья для девушек, курточки с несимметричными накладными карманами для детей и огромные пуховки для мужественных полярников. Джентльмен в коротком пиджачке и в канотье, сидя на лошади или гордо лежа на снегу, глядит в камеру с чувством глубокого комфорта. Магг иронично подчеркивает самостийность исландцев, привычных к холодам. Как в буквальном, так и метафорическом смыслах. Не зря другой джентльмен в строгом пальто с богатым меховым воротником почтительно снял шляпу перед отливом, который обнажил пустынное морское дно мрачного серого цвета.

В качестве метафорического автопортрета Ари Магга, исландца, пробившегося на европейскую фотосцену, может служить изображение юного футболиста. Длинноволосый мальчишка с большим, "взрослым", мячом в руке сурово смотрит в камеру. Но вот-вот должен рассмеяться.

Вадим Михайлов


Государственный центр фотографии РОСФОТО
191186, Санкт-Петербург, Б. Морская, д.35
телефон: (812) 314-12-14, факс: +7 (812) 314-61-84
www.rosphoto.org, office@rosphoto.org




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования