Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.02.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

15 февраля – 10 марта, ЦДХ (Москва) – Фестиваль искусств стран Центральной Европы "M@NARCHIA"

15.02.2007



Фестиваль искусств стран Центральной Европы

M@NARCHIA
Актуальные культурные связи


15 февраля – 10 марта 2007

Центральный Дом Художника
Москва, Крымский Вал, д. 10

Существует ли культурный контекст Центральной Европы? А если да, что первично: стремление народов к культурно-географической или национальной общности? Вопрос, имеющий острую актуальность и для современного постсоветского пространства.

Задачей фестиваля M@NARCHIA является проведение ряда культурных мероприятий – научная программа, выставочный проект, концерты и кинопоказы, – в которых примут участие ученые, актуальные музыканты и современные художники, так или иначе связанные с определением "Центральная Европа". Существует ли это явление как факт, как нечто, оказавшее влияние на художественное и интеллектуальное творчество, или это лишь конструкт интеллектуалов, греза устаревшего географизма? Государственные и культурные границы и рамки часто не совпадают. Как выстраиваются культурные сообщества? И каким образом они разрушаются?

Фестиваль не собирается будить политическую ностальгию и не является политическим жестом, а всего лишь содержит ряд – будем надеяться, провокационных – вопросов относительно культурных позиций и связей в современности, в прошлом и в будущем.

Существовало ли когда-нибудь в Центральной Европе общее, интернациональное, культурно-интеллектуальное сообщество? А если да, то мешала, или, наоборот, поощряла его функционирование культурная политика Габсбургской монархии?

Эти вопросы являются особенно значимыми в связи с ситуацией, существующей в современной России.

Фестиваль задуман как серия акций из разных областей культуры и интеллектуальной жизни с участниками из Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Украины и Чехии.

"@" в названии фестиваля M@NARCHIA – это не только остранение, и не только знак, в котором совмещаются буквы "а" и "о". Это – и символ современности, сегодняшнего состояния, которое фестиваль собирается не только рефлексировать, но и содействовать его формированию.

В программе фестиваля:

1. НАУЧНАЯ ПРОГРАММА

Круглый стол в РГГУ: Культурные контексты Центральной Европы: образы, мифологемы, реальность. 15.02.07 (11:00). Международная интеллектуальная платформа, посвященная вопросам центральноевропейского культурного контекста, проводится под руководством кандидата филологических наук Дмитрия Петровича Бака, проректора по научной работе РГГУ. Темы: Ментальные карты монархии. Концепты коллективной идентичности и их интерпретации в национально-культурных контекстах. Проблема "конфликтных сообществ" на имперском, региональном и локальном уровнях (немецко-австрийское, чешско-немецко-богемское, венгеро-словацкое и т.д.). Реальные и воображаемые пространства сообществ Центральной Европы. Проблема внутренних и внешних границ в культурно-историческом контексте Австро-Венгрии. Концепт "Центральная Европа" в дискурсных практиках XIX-XX вв. Историческое время монархии – академические, литературные, художественные интерпретации в прошлом и настоящем. Участники: представители дипломатических миссий, творческой и научной интеллигенции Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Чехии, а также профессора и преподаватели РГГУ, МГУ, специалисты по странам Центральной Европы из Института славяноведения и балканистики РАН, Государственного института искусствознания, Института мировой литературы.

Российский государственный гуманитарный университет, Главное здание, зал Ученого совета, Москва, Миусская площадь, д. 6. www.rsuh.ru. Вход по буклетам фестиваля. Тел.: 250-66-59.

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Выставка "ПЕРЕЧНИ НАСЛАЖДЕНИЙ"
Куратор: Иржи Птачек (Чешская Республика)

На выставке представлены художники: Ян Шерых, Ян Налевка, Эвжен Шимера, Эва Йирицка. Наступление новой реальности в Чехии сопровождается сменой представлений о качестве жизни индивидуума и о сосуществовании людей. Эти представления находятся под сильным влиянием готовых космополитических стандартов и прямого сравнения с ближайшими в культурном отношении странами Западной Европы. Одновременно в формировании чешского общества потребления играют роль и специфические предрассудки об изменении уровня жизни путем продвижения от малых улучшений к крупным. Чехи стали обладателями мобильных телефонов и обновили свой автопарк раньше, чем начали задумываться о макроэкономических, социальных реформах и т.п. Выставка "Перечни наслаждений" не ставит своей целью ни иллюстрировать, ни документировать эти изменения, нас интересует вопрос, как они отражаются в языке искусства и каким способом они формируют референтные рамки, влияющие на восприятие произведений искусства. На выставке представлены четыре художника молодого поколения, чьи произведения в каком-либо своем аспекте всегда отсылают нас к идеалам комфорта и стандарта жизни, но именно через эти ссылки они полемизируют о функции искусства и смысле художественного творчества сегодня.

Выставка "ВЕНГЕРСКАЯ МАТРИЦА"
Кураторы: Хеди Сепеш и Клара Худра (Венгрия)

Современное искусство Венгрии имеет яркий международный оттенок, рассматриваемый в контексте центрально-европейской и мировой художественной культуры, одновременно как чисто европейское, так и исключительно венгерское искусство. За последний год в Москве было представлено сразу несколько проектов венгерского современного искусства – выставки "Третьим будешь?", "ЕвроФриз", "Картина будущего", "SupreMADIsm" и т.д., показавшие различные пласты художественной жизни венгерских галерей и музеев современного искусства. Сейчас Венгрия ставит акцент на художниках завтрашнего дня, на молодых стипендиатах имени Йожефа Печи (фотография) и Дюлы Дерковича (художественная). Среди стипендиатов на удивление много представительниц женского пола, большая часть которых сочетает художественные изобразительные формы и дизайн, промышленные объекты и звуки, статику и пластику, растительность и искусственную материю. Наивное искусство переплетается с художественной фотографией, звуками индустриального молоха, а также множеством новых форм самовыражения. Венгерская выставка в рамках фестиваля "Черный квадрат: M@narchia" пройдет под знаменем проекта "Венгерская матрица", коллективной выставки 19 венгерских стипендиатов им. Йожефа Печи и Дюлы Дерковича: Андреа Хусар, Клара Орос, Агнеш Элёд, Рита Варга, Аттила Галбови, Дора Палатинус, Адам Кокеш, Юлия Вечеи, Анна Фабрициус, Гергей Ласло, Петер Ракоши, Саболч Баракони, Сильвия Тот, Криста Эрдеи, Илди Херманн, Клаудиа Тамаши, Хайнал Немет, Адам Сабо, Тибор ишки Ковач;

Откройте для себя новую Венгрию!

Выставка современного австрийского искусства САЛОН ДЕ ЛА КАКАНИ
Куратор выставки Северин Дюнвезер

Выставка предлагает современное прочтение художественной экспозиции времен Австро-Венгерской монархии. Массовое строительство, развернувшееся на Рингштрассе (аналог московского Садового кольца) в 1864-1913 годах, открыло перед историцизмом небывалый простор, и он выбился в официальный стиль империи. Эти новые сооружения обеспечили работой многочисленных исторических художников, что повлекло за собой доминирование исторической живописи на художественной сцене Вены. В то же время произведения искусства по преимуществу выставлялись в салонах, где художники и интеллектуалы встречались, чтобы их увидеть и обсудить.

Выставка в Центральном Доме Художника реконструирует этот прототип экспозиции современного искусства во времена монархии, представляя современных художников в историческом контексте. Работы Зигфрида Анцигера, Гюнтера Брюса, Тильмана Кайзера, Зениты Комад, Анжелики Кринцингер, Ульрики Линбахер, Алоиса Мозбахера, Отто Мюля, Хермана Нитча, Арнульфа Райнера, Вернера Рейтерера, Кристофера Рейтмайера, Евы Шлегель, Рудольфа Шварцкоглера, Кристиан Шварцвальд, Мартина Вальде будут выставлены в салоне, отдаленно напоминающем так называемый салон Какани, придуманный Робертом Музилем в романе "Человек без свойств", представившем австро-венгерскую монархию, как амбивалентную историческую данность.

Организаторы благодарят галерею Кринцингер в Вене, любезно предоставившую работы для выставки.

16.02.07. – 10.03.07 – Центральный Дом Художника
Москва, Крымский вал, д. 10. Выходной день: понедельник. www.cha.ru


3. КИНОПРОГРАММА

Кино-концертный зал ЦДХ:

20.02.07 (18:00) – "НОРДРАНД" (Австрия, 1999), реж.: Барбара Алберт.
Вена, 1995 год. Пять молодых людей – беженцев из бывшей Югославии – пытаются найти смысл и душевные силы, чтобы начать жить в новой стране – в Австрии.

20.02.07 (20:00) – "VATERLAND, или Охотничий дневник" (Чехия, 2004)
Реж.: Давид Яржаб. Когда эпоха, не благоволившая представителям высших каст и иностранцам, минула, появилась долгожданная возможность вернуться. Потомки аристократического рода приезжают из разных стран осмотреть то, что осталось от их родового имения. Но оказывается, что пытаться дважды войти в одну реку – крайне безумно и даже опасно.

08.03.07 (16:00) – "ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ПЧЕЛА" (Словакия, 1983), реж.: Юрай
Якубиско. Фильм-сага, рассказывающий об истории семьи Пихандов. Действие происходит в словацкой деревне в течение 30 лет (1877-1917 гг.). Первая часть фильма рассказывает о жизни строителя Мартина Пиханды, во второй части главное действующее лицо – его сын Само, живущий во время исторических катаклизмов Первой мировой войны.

09.03.07 (17:00) Из цикла "Возвращение забытых имён" "Буковинский Карузо"
Музыкальная аудио-видео программа, посвященная искусству почти забытого гениального певца Йозефа Шмидта (лирико-драматический тенор, 1904-1942 гг.).
Рассказ о творчестве и трагической судьбе великого тенора первой половины XX века. Автор и ведущий программы – исследователь Леонид Флейдерман. В музыкальной части вечера прозвучат арии из опер и оперетт, молитвы, песни, демонстрация фрагментов музыкальных кинофильмов.

Малый кинозал (21 зал ЦДХ):

01.03.07. (19:00) "Blue Moon" (Австрия, 2002), режиссер: Андреа Мария Дусл. Road movie о путешествии Джонии на загадочный восток, отгороженный от остального мира железным занавесом и сохранивший свою самобытность и экзотику.

02.03.07 (19:00) "Меднянски" (Словакия, 2005), режиссер: Владимир Штриц.
Документальный фильм об эпохе, жизни и творчестве уроженца Словакии Ладислава Меднянского, который был значительной и загадочной фигурой в европейской живописи на рубеже XIX и XX веков. Работы этого художника выставлялись на парижских салонах рядом с произведениями импрессионистов. История его жизни и творчества дополнена многочисленными архивными, а также псевдо-архивными киноматериалами.

03.03.07 (19:00) "Цесарско-королевские дезертиры" (Польша – Венгрия, 1985), режиссер: Януш Маевски. Польско-венгерская комедия, действие которой разворачивается в казармах небольшого городка во время первой мировой войны, где держат политически неблагонадежных солдат из Австро-Венгрии.

04.03.07 (19:00) "Смерть в Венеции" (Италия, 1971), режиссер: Лукино Висконти. 1911 год. Переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает на курорт Лидо близ Венеции. Фильм, снятый по произведению Томаса Манна – это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.

06.03.07 (19:00) "Чувство" (Италия, 1956), режиссер: Лукино Висконти. Замужняя венецианская аристократка графиня Лидия влюбляется в молодого австрийского офицера Франца Малера во времена австрийской оккупации Италии в 1860 году. Роман развивается на фоне историко-политических событий того времени.

07.03.07. (19:00) "Венгерский странник" (Венгрия, 2003), реж.: Габор Херенди. Краткий экскурс в историю Венгрии, изложенный в гротескной, юмористической форме. Семь венгерских вождей периода "освоения родины" теряются в бесконечных просторах. Народ их ждал, но когда терпение кончилось, сами освоили Карпатский бассейн. Теперь вождям придется искать свой народ через тернии веков и ключевых исторических событий...

08.03.07 (19:00) "Чонтвари" (Венгрия, 1980). Режиссер фильма Золтан Хусарик, известный художник-график, публиковавший свои рисунки во многих журналах, со знанием дела поставил фильм о выдающемся венгерском художнике-примитивисте Чонтвари, сделав акцент на выразительности внешних образов. Философский рассказ-размышление о времени и поисках смысла жизни среди смерти, войны, любви, природы, людей и творений их рук и ума отличается поразительной фантазией и экспрессивностью.

09.03.07 (19:00) "Мамай" (Украина, 2003), режиссер: Олесь Санин
Фильм "Мамай" – об отношениях украинцев и крымских татар, об отношениях православных и мусульман, поставленный с высокой мерой уважения к когда-то враждебному украинцам народу. Фильм Олеся Санина, поставленный по собственному сценарию, отличается от традиционных сюжетов и концепций литературы. Выстраивая сюжет о Мамае, режиссер опирается на фольклорные источники. Фильм отличается блестящей операторской работой (Сергей Михальчук).

10.03.07 (19:00) "Золото дезертиров" (Польша, 1998). Реж.: Януш Маевски
Приключения героев фильма "Цесарско-королевские дезертиры" во времена II мировой войны. Польша под гитлеровской оккупацией. Готовится ограбление банка в Лодзи, где находится золото польских еврейских общин, собранное немцами в результате грабежа и контрибуций.

4. МУЗЫКА

Концерт

KISS ERZSI ZENE (Венгрия)
SERGEJ MOHNTAU (Австрия)
ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТРАНА (Чешская Республика)

KISS ERZSI MUSIC была основана в 1996 году стараниями Эржи Киш (голос) и двумя участниками легендарной венгерской авант-рок группы Kampec Dolores. С тех пор состав группы неоднократно менялся и лишь в 2001 он окончательно сформировался в квинтет с двумя вокалистками. Стиль группы Kiss Erzsi Music можно определить как "виртуальную мировую музыку", непохожую ни на одну этническую традицию какого-либо региона мира, но, в то же самое время, в ней несомненно присутствуют влияния самых разных этнических культур от Африки до Аляски, и от Аравийского моря до американского блюза. Последняя пластинка Kiss Erzsi Music являет собой синтез современного авант-рока, импровизационного джаза и инди-поп музыки. Поет Эржи на никому неведомом птичьем языке, а на бэках ее сопровождает талантливая молодая джазовая певица Линда Ковач, в чем-то напоминающая француженку Mina Agossi. Качающий бас, ударник, играющий на барабанах при помощи гитарного грифа, и гитарист с явным уклоном в фанк 70-х создают абсолютно уникальную атмосферу для двух вокалисток Эржи Киш и Линды Ковач.

Kiss Erzsi Music – музыка для тех, кому надоели заезжие, однотиповые западноевропейские рок банды, и кто хочет получить новые ощущения и импульсы от малой и скромной, но очень талантливой венгерской музыкальной сцены.

SERGEJ MOHNTAU был основан в 1999 году Юргеном Берлаковичем и Томасом Пфеффером. Их концерты и перформансы основаны на комбинации музыки, текстов, жестов и визуальных впечатлений, которые превращают их выступления в сюрреалистический музыкальный театр. Sergej Mohntau используют компьютерные семплы, генерируют шумы и извлекают звуки из не имеющих к музыке отношения предметов, превращая их в полноценный музыкальный инструмент. Семпл окошка Windows, волынки из резиновых перчаток, игрушки на батарейках, самодельные компьютеры-чемоданы играют как визуальную, так и музыкальную роль в их перформансах. А результат – синтез аналоговых и цифровых музыкальных ресурсов, завернутых в очаровательную аудио-визуальную драматургическую форму.

Трио "ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТРАНА" было основано Иржи Дурманом и Александром Крестовским в 1996 г. первоначально как дуэт, впервые появившийся на сцене джазового фестиваля в Карловых Варах. С 1999 г. группа начинает включать в свои композиции различные тексты из центральноевропейского и восточноевропейского культурного пространства в оригинальном звучании (например, тексты И. Скацела, Н. Гумилева, О. Мандельштама), а импровизацию все больше и больше приспосабливать к структуре и поэтике текста. В 2003 г. дуэт начал сотрудничать с сопранисткой Руженой Гейной.

03.03.07 (19:00) – Кино-концертный зал Центрального Дома Художника

А также в рамках фестиваля:

Открытие выставки работ московского художника Ю. М. Рыжика "По мотивам Бруно Шульца" – цикла иллюстраций к сборнику рассказов Бруно Шульца "Коричные лавки" 01.03.07 (15:00) – Конференц-зал Польского культурного центра в Москве

Москва, Большой Тишинский пер., д. 1, проходная в Посольство РП в РФ (вход по предварительной записи). Тел.: 231-16-02.

Лекция Асара Эппеля о Бруно Шульце "Переводя Шульца".

01.03.07 (15:00) – Конференц-зал Польского культурного центра в Москве

Москва, Большой Тишинский пер., д. 1, проходная в Посольство РП в РФ (вход по предварительной записи). Тел.: 231-16-02.

ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ:

Центральный Дом Художника
Москва, Крымский вал, 10.
Часы работы: Выставочные залы – с 11 до 20 часов, кассы работают с 11 до 19 часов. Тел.: 238-98-43, 238-96-34. Выходной день – понедельник. www.cha.ru

Посольство Австрии
Москва, Староконюшенный пер., д. 1

Культурный, научный и информационный центр Венгерской Республики
121 069 Москва, ул. Поварская 21. Тел.: 291-31-34 www.magyarintezet.hu/moscow

Итальянский институт культуры в Москве
Москва, Малый Козловский пер., 4. Тел.: 916-54-92
www.iicmosca.esteri.it

Польский культурный центр в Москве
Москва, ул. Климашкина, д. 4. Тел: 231-16-02. www.ipol.ru

Культурный центр Украины в Москве
Москва, ул. Арбат, д. 9/1. Тел: 737 88 34. http://ukrcenter.org

Чешский центр Москва
Москва, ул. Ю. Фучика 12/14. Тел.: 688-95-15. www.czcenter.ru

Соорганизатор и партнер фестиваля:
Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Миусская площадь, д. 6. Тел.: 250-61-18
www.rsuh.ru

Словацкий институт в Москве, по концептуальным соображениям не принимая участие в фестивале, тем не менее любезно предоставил возможность показать в его рамках два cловацких фильма.






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования