Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

16 – 19 октября, Париж – В память о Серже Фера. Коллекция Хабы и Албана Руссо

16.10.2007



В ПАМЯТЬ О СЕРЖЕ ФЕРА

КОЛЛЕКЦИЯ ХАБЫ И АЛБАНА РУССО


22 ОКТЯБРЯ 2007
20ч30


Выставка: 16-19 Октября 2007
10ч00-19ч00

Аукционист: Франсис Бриест

Эксперт по Современному Искусству: Виолен Де Ла Бросс-Ферран

тел +33 (0) 1 42 99 20 32

Арткуриал. Бриест – Ле Фур – Пулен – Ф.Тажан
Hôtel Dassault. 7 Rond-Point des Champs-Elysées. 75008 Paris
тел +33 (0) 1 42 99 20 20/ факс +33 (0) 1 42 99 20 21 – www.artcurial.com

контакт для прессы: AM communication. Армель Макен
тел +33 (0) 1 43 14 05 69 моб +33 (0) 6 11 70 44 77

e-mail: armelle.maquin@wanadoo.fr

В ПАМЯТЬ О СЕРЖЕ ФЕРА
Коллекция Хабы и Албана Руссо
22 октября 2007


В память о Серже Фера (Сергей Николаевич Ястребцов, 1879-1958) 22 октября 2007 в Париже состоится аукцион, на котором впервые будет представлено одновременно такое количество работ художника – столь редких на рынке – из оригинальной коллекции С. Фера (сейчас – коллекция Хабы и Албана Руссо). Организатор – аукционный дом Artcurial Briest – Le Fur – Poulain – F.Tajan.

На парижском аукционе будут представлены картины художников "Золотого сечения"
1920-х годов из коллекции Хабы и Албана Руссо.

Работы самого Сержа Фера (132 полотна) составляют основу коллекции Хабы и Албана Руссо.
Среди этих работ 42 – живопись, 46 – гуашь, 40 – рисунок, 2 работы по стеклу и 2 расписные вазы. Таким образом, по этой части коллекции можно получить четкое представление о творчестве Сержа Фера.

Коллекция Хабы и Албана Руссо включает в себя также картины, собранные ранее Сержем Фера: 38 работ Леопольда Сюрважа (10 – живопись, 4 – гуашь и 24 – рисунок); 10 работ Франсуа Анжибу и 11 работ Ирен Лагю.

Общая оценочная стоимость торгов ?1.3млн – ?1.9млн.

С. Фера умер в 1958, завещая свою коллекцию Хабе Руссо, своей спутнице, с которой они прожили более 20 лет.
До конца своей жизни (2001 г.) Хаба Руссо вкладывала всю свою энергию в продвижение работ Сержа Фера, организуя показы в Европе, США и Японии.

Коллекция оставалась собственностью семьи Руссо до настоящего времени. На аукционе 22 октября сын Хабы Албан выставляет часть этой коллекции, оставаясь верным своим обещаниям продолжать стремления Хабы Руссо, отдавая дань таланту Сержа Фера.

Впервые на торгах выставлена наиболее полная коллекция Фера: от его ранних полотен в духе кубизма – до поздних пейзажей, включая работы с цирковыми и театральными сюжетами. В коллекцию входит одна из наиболее значимых работ С. Фера – "Лачерба" (холст/масло, 1913-1914, оценочная стоимость ?200-300 тыс.).

Серж Фера участвовал в "Салоне Независимых", 1910-1912; его работы выставлялись в Галерее Персье (Париж), 1917 и 1924. Также он принимал участие во многих крупных проектах, среди которых:

• "Тридцать лет независимого искусства 1884-1914", Гран Пале, 1926;

• "Ретроспектива кубизма", Парижский Музей Современного Искусства, 1935;

• "Париж-Москва", Центр Жоржа Помпиду, 1981;

Венецианская Биеннале, 1989 и пр.

15 работ Фера были представлены на выставке "В эпоху кубистов", организованной Анизабель Берес в Париже в 2006-2007, наряду с Пикассо, Браком, Грисом, Глезесом, Метцингером...

Работы Сержа Фера находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду, Парижском Музее Современного Искусства, а также представлены в других крупнейших музеях мира, в т.ч. в США.

ПАРИЖСКИЙ КРУГОВОРОТ


Сергей Николаевич Ястребцов (известный с 1911г. как Серж Фера) родился в 1879 году в состоятельной русской семье. По окончании Киевской Художественной Школы он переехал в Париж (1902), где продолжил обучение у Бугеро в Академии Жюлиан и Марселя Баше. Там же Фера завел свои первые знакомства в среде художников-авангардистов. Вместе с другими завсегдатаями студий на Монмартре С. Фера стал постоянным посетителем кабаре "Lapin Agile", где и познакомился с Анри Руссо (Таможенник) , который стал одним из его ближайших друзей (в коллекции Фера есть 14 работ друга Руссо).

В Париже Фера обрел своих новых друзей – Брака, Пикассо и Аполлинера, дружбу с которыми хранил многие годы, начал собирать свою оригинальную коллекцию кубистов, в которую вошли работы Брака и Пикассо. Встреча Фера с Гийомом Аполлинером произошла в 1907г. и оказалась знаковой – именно Аполлинер предложил ему французский псевдоним Серж Фера. Знакомство с творчеством кубистов Пикассо, Брака и Гриса оказало сильное влияние на творчество самого Сержа Фера: в 1910-е гг. Фера начал писать свои натюрморты, сочетая технику кубизма с теплыми цветами русского фольклора.

В 1913 г. С. Фера и его кузина баронесса Д'Эттинген становятся владельцами журнала "Парижские вечера" (бульвар Распай, 278) . Аполлинер взял на себя литературную часть этого престижного журнала по искусству и литературе, а Фера возглавил направление по искусству.
Ателье Сержа Фера находилось в редакции журнала "Парижские вечера" и стало местом встречи писателей, критиков искусства и художников-авангардистов, среди которых были Морис Рейнал, Блез Сандрар, Андре Салмон, Макс Жакоб, Фернан Леже, Глез, Шагал, Пикассо, Модильяни, Соня Делонэ, Леопольд Сюрваж и Ирен Лагю и др. В работах этих художников присутствует откровенный диалог, свидетельствующий об эпохе, известной под названием "Золотой век" в живописи. Журнал "Парижские вечера" сыграл решающую роль в распространении кубизма в Европе, он издавался до начала Первой Мировой Войны.

СЕРЖ ФЕРА: ОЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА КУБИЗМА

В 1914 году Фера под псевдонимом Эдуарда Фера принимает участие в "Салоне Независимых", представляя свою работу "Лачерба". Аполлинер писал в "L'Intransigeant", 2 марта 1914: "Что касается Эдуарда Фера... его дебют не прошел незамеченным. Красочные полотна, обещающие в будущем появление грандиозных работ".

Название "Лачерба" было заимствовано из итальянского журнала, основанного Арденго Соффичи и Джованни Папини в 1913 г., с частичной идеей продвижения итальянского футуризма. Заголовок "Лачерба" будет еще часто появляться в работах Пикассо, Соффичи, Северини, Карра, Маньелли (показатель значимости влияния, которое флорентийского издание оказывало на искусство того периода).

"Лачерба" Сержа Фера (1913-1914) – одна из его наиболее значительных работ (оценочная стоимость ?200-300,000), представляет собой эволюцию кубизма, первопроходцами которого выступили Пикассо, Брак и Грис. Это ярчайший пример стиля Сержа Фера. Полотно С. Фера было представлено в журнале "Лачерба" от 15 июля 1914.

В "Натюрморте" (оценочная стоимость ?20-30,000) Фера использует столь любимый кубистам овал с целью достижения поэтической экспрессивности, мощные линии и формы дают полную свободу для воображения. В других картинах, выставленных на торги, присутствуют аспекты кубических натюрмортов (фрукты, рыба, стаканы, столы) с использованием привычных для С. Фера ярких цветов. Возьмем, например, "Натюрморт в сиреневой гамме на фоне окна" (картон/масло), 1911-12 (оценочная стоимость ?35-45,000) ; "Натюрморт со стаканами" (гуашь), 1918 (оценочная стоимость ?18-25,000) ; "Натюрморт с рыбой" (холст/масло), 1920 (оценочная стоимость ?22-28,000); и "Натюрморт со столом и вазой для фруктов" (холст/масло), 1920-21 (оценочная стоимость ?35-45,000).

Имущество С. Фера было конфисковано большевиками (часть работы ими была продана, огромная часть уничтожена), Фера разорился.
В 1920 он принял участие в коллективной выставке, организованной Леонсом Розенбергом, имеющим контракт с "Effort Moderne". Хотя Фера и не принадлежал к так называемым "художникам Розенберга", Розенберг признавал его большой талант и приобрел у художника 4 картины и 13 работ на бумаге в период с декабря 1918 по апрель 1921.

С. Фера вместе с другими кубистами выставлялся на "Салоне Независимых" до 1928 и на "Золотом Сечении" в 1925, что способствовало дальнейшему признанию творчества художника в Европе. В последствии он постепенно отдаляется от строгих канонов кубизма и находит вдохновение в театрально-цирковых сюжетах.

ВСТРЕЧА ФЕРА С ТЕАТРОМ И ЦИРКОМ


Один из ярчайших источников вдохновения Фера – цирк. Цирк Медрано, в котором у Фера было зарезервировано кресло в ложе, – любимое место встречи Пикассо и "его людей". Этот праздничный мир представлен в картинах "Фантастическое представление" (холст/масло), 1922 (оценочная стоимость ?50,000-70,000) ; "Парад" (холст/масло,оценочная стоимость ?40-60,000) ; "В цирке" (оценочная стоимость ?7000-9000) ; "Цирк-Кони" (бумага/гуашь, оценочная стоимость ? 4000-6000) .

24 июня 1917 состоялась первая и единственная театральная постановка пьесы Гийома Аполлинера "Груди Терезии". С. Фера стал ответственным по декорациям и костюмам к постановке друга. 15 иллюстраций к пьесе, включая изображения главных героев (музыкантов, клоунов, наездников, Арлекина), выполненных с использованием китайской туши, карандаша, акварели и гуаши, будут выставлены на аукционе. Оценочная стоимость варьируется от ?500 до ?12,000. К наиболее известным работам относятся гуаши "Женщина со скрипкой", 1919-20 (оценочная стоимость ?8000-12,000) , и "Музыкант с барабаном" (оценочная стоимость ?6000-8000).

По случаю Всемирной Выставки в 1937 С. Фера занимается дизайном декораций для пьесы Пьера-Альберта Биро "Матум в Матумузии", поставленной в Театре Марионеток Роже Руссо (отец Албана Руссо). На торги также выставляются десятки декораций, включая работы гуашью (оценочная стоимость ?4000-6000) и на холсте большого формата такие, как "Наездник" (оценочная стоимость ?25-35,000) и "Пейзаж" (оценочная стоимость ?20-30,000).

ПЕЙЗАЖИ ФЕРА

В 1930 годы Серж Фера увлекся пейзажами. Анри-Пьер Роше, коллекционер и очень тонкий критик художников этого периода, оказывающий всяческую поддержку таланту Сержа Фера, писал в предисловии каталога, выпущенного к выставке пейзажных работ художника в 1934: "Каждая работа представляет собой особый синтез, как сказка, поэма, мечта... У Фера сочетание цветов настолько богато и естественно, что мы не сразу замечаем его смелость и мастерство".

Талант С. Фера восхищает в таких работах на холсте (масло), как "Оживленный пейзаж" (оценочная стоимость ?10-12,000) , "Возвращение с полей" (оценочная стоимость ?8000-12,000) , а также гуашью "Возвращение с рыбалки" (оценочная стоимость ?6000-8000) и "Деревня" (бумага/карандаш, оценочная стоимость ?700-900) .

ЛЕОПОЛЬД СЮРВАЖ

В бывшую коллекцию Фера, а теперь Хабы и Албана Руссо также входят около 40 работ Леопольда Сюрважа.

Знакомству с Сержем Фера и баронессой Д'Эттинген Леопольд Сюрваж (1879-1968) обязан Аполлинеру. Став любовником баронессы и получив таким образом доступ в ее салон, Сюрваж познакомился с наиболее влиятельными художниками эпохи.

В 1917 Сюрваж и Ирен Лагю получили признание на первой выставке "Французских вечеров". Аполлинер написал тогда предисловие к каталогу в форме каллиграмм.

"Порт" (холст/масло, оценочная стоимость ?70-80,000) – удивительная картина, отражающая всю силу таланта Л. Сюрважа. Художник изображает символические элементы рыбы и листок, разрезая поверхность диагональными линиями и объединяя в композицию прилегающие небо, море и дома в гавани. Также как и в известной серии полотен Сюрважа "Город", силуэты фигур являются лейтмотивом.

Другие значительные работы Сюрважа, представленные на аукционе Artcurial 22 октября: "Натюрморт с персиками" (холст/масло), 1914 (оценочная стоимость ?40-60,000) и "Жермен Сюрваж в городе" (холст/масло), 1924 (оценочная стоимость ?30-40,000).

ФРАНСУА АНЖИБУ И ИРЕН ЛАГЮ

Баронесса Элен Д'Эттинген (1887-1950), как и Серж Фера имеющая русские корни, была одновременно художницей (псевдоним Франсуа Анжибу), писательницей (псевдоним Рош Грей) и поэтессой (псевдоним Леонард Пье). Она создала тот остроумный и загадочный образ, который царствовал в ее салоне над самым авангардным обществом Парижа.

Творчество Анжибу наряду с кубистами было представлено в 1912 на "Салоне Независимых". Примкнув к группе "Золотое сечение" в начале 1920-х гг., она стала сочетать в своем творчестве мотивы русского фольклора с техникой декоративного искусства. Среди десяти выставляющихся на парижские торги работ Франсуа Анжибу, "Город" (холст/масло), 1948 (оценочная стоимость ?5000-7000) и "Пейзаж" (холст/масло и золотая краска, оценочная стоимость ?3000-4000).

Ирен Лагю, коллега Сержа Фера на протяжении восьми лет и подруга Пикассо, выставляла свои работы вместе с Л. Сюрважем в 1917 под патронажем Аполлинера. Она приобрела известность благодаря портретам, среди которых портрет раненого Аполлинера с надписью "Bonjour mon poète, je me souviens de votre voix" ("Здравствуй, мой поэт, я помню Ваш голос"), а также портрет "Кокто с гвоздикой".

11 работ Ирен Лагу будут выставлены на торги, включая декорации, созданные совместно с Сержем Фера для пьесы "Новобрачные Эйфелевой башни", а также гуашь и коллажи 1921 (оценочная стоимость ?5000-7000) ; упомянутый выше "Кокто с гвоздикой" (бумага/тушь), 1919 (оценочная стоимость ?600-800) ; и картина "Две женщины" (холст/масло, оценочная стоимость ?2000-3000).

КАТАЛОГ ЖАНИН ВАРНО


Автор каталога – Жанин Варно – критик по искусству и журналист "Le Figaro" с тридцатилетним стажем. Она родилась на Монмартре в 1921, и ее детство прошло в окружении местных художников. Уже в молодости Жанин Варно стала знаменательной фигурой в мире искусства. Она является автором "Le Bateau-Lavoir" и "La Ruche et Montparnasse", монографий Сюрважа, Макса Жакоба, Сюзанн Валадон, Мориса Утрилло, а также "L'Ecole de Paris", "Dans l'intimité de Chagall, Foujita, Pascin, Cendrars, Carco, Mac Orlan, à Montmartre et à Montparnasse (Arcadia Editions, 2004).

Жанин Варно была куратором выставки "Путешествие в сердце Парижской Школы – путь Варно" в Музее Монпарнаса, является организатором многочисленных выставок во Франции и Японии ("Le Bateau-Lavoir", "La Ruche & Montparnasse", "Centenaire de Guillaume Apollinaire", "Léopold Survage" и др.), работает сейчас над книгой о жизни и творчестве Франсуа Анжибо.

АУКЦИОННЫЙ ДОМ ARTCURIAL

Artcurial – Briest – Le Fur – Poulain – F.Tajan является французским лидером на аукционном рынке и ежегодно проводит более сотни торгов. Аукционный дом представляет более 20 направлений и сотрудничает исключительно с экспертами, признанными во всем мире.

WWW.ARTCURIAL.COM



Серж Фера
Лачерба, ок. 1913-1914
Холст/масло, 54 x 55 cм
Коллекция Хабы и Албана Руссо
Оценочная стоимость: 200-300 000 ?
© ARTCURIAL Briest- Poulain -Le Fur – F. Tajan





















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Вас интересуют цены на блок хаус в Москве? Посетите наш сайт, здесь Вы найдете всю необходимую информацию.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования