Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.09.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

15 июня – 16 июля, Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) – выставка "Александр Аксинин – День Р."

15.06.2006



15 июня – 16 июля, Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) – выставка "Александр Аксинин – День Р."

Александр Аксинин
День Р.


Организатор:
Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской

Автор проекта: Игорь Введенский
Кураторы: Игорь Введенский.
Светлана Крузе (Ростов-на-Дону)

На выставке представлены: Александр Аксинин – около 200 офортов и около 15 работ, выполненных в смешанной технике (акварель, гуашь, цветная китайская тушь и типографская краска); а также 21 работа художников Ильи Кабакова, Эдуарда Гороховского, Тыниса Винта и Генриетты Левицкой, посвященные или подаренные авторами Александру Аксинину.

Аксинин Александр Дмитриевич родился 2 октября 1949 года в г. Львове. Рисовал с детства, был учеником вечерней художественной школы. В 1972 г. окончил Львовский полиграфический институт по специальности "Графика, художественное оформление и иллюстрация книги". Пять лет (с 1972 по 1977 год) работал художественным редактором в издательстве, служил в армии, работал художником-конструктором в проектном бюро, а с 1977 года занимался только собственным творчеством. До 1974 года работал в технике тушь-перо, акварель. В 1974 году сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него основной формой творческого самовыражения. При жизни было несколько персональных выставок, дважды награждался почетной медалью на Международных выставках. Жизнь Александра Аксинина трагически оборвалась в 35 лет в авиакатастрофе над Золочевом (недалеко от Львова) 3 мая 1985 года. Творческое наследие Аксинина составляют около 350 офортов, более 130 акварелей, более 50 работ в технике тушь-перо и смешанной технике, несколько живописных работ и монотипий. За десятилетие активной творческой жизни художником создано более 500 произведений. Еще в 80-х годах прошлого столетия львовский искусствовед Дмирий Шелест назвал Аксинина лучшим графиком ХХ века. Его творчеству посвящен знаменитый очерк петербургского поэта Виктора Кривулина "Офорты Александра Аксинина", а также эссе Игоря Клеха "Аксинин как культурный враг". В графическом наследии Аксинина значительное место занимает многослойное взаимодействие различных художественных кодов: вербальных/текстуальных и визуальных/пластических, что привлекает к творчеству Аксинина многих современных литераторов. Только за последний год вышли две книги художественной литературы, использующие его офорты в качестве визуального контекста: сборник поэта Александра Коротко "По обе стороны любви" и антология "аристократической" прозы Сергея Соловьева "Фигуры речи"- "Замок".

Философским аспектам творчества Аксинина посвящена работа http://kogni.narod.ru/aksinin.htm.

Открытие выставки 15 июня 18-00
Закрытие выставки и круглый стол "Александр Аксинин и актуальная визуальность" состоится 12 июля в 16-00

Выставка открыта с 15 июня по 16 июля с 12-00 до 19-00
Выходные: понедельник и вторник

Наш адрес: Ростов-на-Дону. ул Шаумяна, 51. тел. (863) 240-38-72.
Дополнительную информацию можно получить:
Крузе Светлана Валерьевна – тел.: +7 903-40-8611



ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА

1979 Таллинн (Эстония), Художественный институт.
1981 Лодзь (Польша), Галерея Балуцка
1984 Варшава (Польша), Галерея современного искусства
1985 Псков, Книжный магазин "Находка";
1985 Лодзь (Польша) Галерея "Ин Бланке";
1985 Таллинн (Эстония), Художественный салон
1987 Львов (Украина), Музей украинского искусства
1988 Малборк (Польша), Замковый музей
1992 Москва, Центральный Дом Художника;
1992 Хмельницк (Украина), Художественный музей
2001 Львов (Украина), галерея "Дзыга"
2006 Ростов-на-Дону, Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской,

НАГРАДЫ

1979 Почетная медаль Международной Триеннале "Малые Формы Графики" Лодзь-
Польша
1981 Первая премия в конкурсе, посвященного 1500-летию святого Бенедикта
(покровителя Европы), Библиотека Бенидиктинского монастыря, г. Любин, Польша
1985 Почетная медаль Международной Триеннале "Малые Формы Графики" Лодзь-
Польша

АВТОБИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА (1982)

" В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. Православный. 1972 год – диплом Полиграфического института, по специальности график. 1977 год – 1-ое откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 год – 2-ое откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 год – первая персональная выставка в Таллине. 1981 – вторая в Польше. Всё".

О МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ДМИТРОВСКОЙ

Первый в Ростове-на-Дону частный музей современного искусства открылся 25 февраля 2005 года. Учредители: ООО "Титан-Инвест" г. Ростов-на-Дону, ООО "Токинвест" г. Москва. За время существования музея реализовано около 20 выставочных проектов и персональных экспозиций: "Человек не умеет быть голым", "Галерея женских образов", "ВЫ ЖИТЬ" и прочие.

С 20 июля по 10 сентября 2006 года в музее планируется проведение выставки Энди Уорхола из музея Энди Уорхола в Питтсбурге совместно с экспозицией лучших работ школьников Белой Калитвы, принимавших участие в образовательной программе для молодежи, основанную на творческих методах и приемах Энди Уорхола и длившуюся в течении прошедшего учебного года. Программа организована и финансировалась компанией и фондом Alcoa.

Из каталога выставки Александра Аксинина "ДеньР." Ростов на-Дону. 2006 г.

День Р.[ождения] Александра Аксинина


"Временем", к которому обращался художник и которому он посвящал свои основные творения, самим "Временем" художнику было отпущено очень мало, всего 35 лет и 5 месяцев между Днем Р. и Днем И.[счезновения]. Уход его почти по Пастернаку: "Он потонул в тумане, / Исчез в его струе, / Став крестиком на ткани, /И меткой на белье.", так же как и его жизнь почти по Пастернаку из того же стихотворения: "Ты – вечности заложник /У времени в плену." (Борис Пастернак "Ночь")

В ранних работах Аксинина встречаются два сюжета, в чем то пророчески предопределившие его творческую судьбу: это " Собор" выполненный в смешанной техники цветной туши, акварели и гуаши, и одно из немногих за всю творческую жизнь живописных полотен – "Мост".

С одной стороны, все его творчество направлено на строительство "Собора"- "Вселенной", которое осталось не оконченным. И здесь он как бы подобен и Гауди, одержимому собором Саграда Фамилиа и Франку Ллойд Райту, строившему соборы для всех религий и построившему один из лучших храмов искусства – музей Гугенхейма. Только материал для строительства у Аксинина совершенно отличный – офорт, позволивший художнику устремиться не в высь пространства, но в глубь Времени и Вечности.

Бытие, Время и Вечность – магистральное направление творческих устремлений Аксинина. Отдельные листы и серии офортов посвящены теме времени: знаковые дни (дни рождения – собственные и близких друзей, христианские и светские праздники – Рождество, Воскресение, 8 марта), месяцы (календарные и маркированные знаками зодиака), годы (как календарные, так и годы прожитой жизни). Причем временная тематика листов не столько служила символической презентации того или иного временного явления, сколько повод и возможность дальнейшего углубления в суть времени, проникновения в его внутреннее устройство. Времени посвящена и серия акварелей Аксинина, а еще в 1976 году была задумана офортная серия "Вечность" (в эскизах она называлась "Гипотезы о мире"). Теме Вечности посвящена и последняя неоконченная серия офортов "И ЦЗИН".

С другой стороны, Аксинин создал свою модель, свою систему актуальной визуальной коммуникации, и опять же избрав для ее построения материал, на первый взгляд, совершенно традиционный и почти банальный: экслибрисы, поздравительные и памятные листы, иллюстрации, почтовые марки, отсылающие к повседневной межличностной коммуникации. И здесь его система как бы противостоит системе визуальной коммуникации Ильи Кабакова с его тотальными инсталляциями, охватывающие и "захватывающие" всего зрителя. У Аксинина тоже "тотальность", только она укрощенная и воплощенная в небольших офортных листах, исполненных с почти с "термоядерной" плотностью и насыщенностью. И эти работы как бы символизируют Мост, соединяющий очень многие вещи и явления. Своим творчеством Аксинин связал художественными мостами западный концептуализм с московским, православие и католицизм, Запад и Восток, повседневное бытие и Вечность.

Сегодня каждая встреча с работами Александра Аксинина – это "День Р.", а "День И." трудами художника – это где-то в далекой вечности.

ИгорьВведенский Кандидат психологических наук
Доцент кафедры социальной психологии РГУ


ОСОБЫЙ МИР ОФОРТОВ АКСИНИНА.

Сложное ощущение, возникающее при восприятии произведений Аксинина, аналогично тому, что даёт прикосновение к тайнам непостижимого. Его графика завораживает и погружает в иррационально-неизведанное, в особенный мир, существующий параллельно объективному порядку вещей, где узнаваемые вещи словно теряют свою бытовую принадлежность.

Мастер творил в эпоху переходную и неоднозначную, когда возникшая реальность не удовлетворялась старыми объяснительными системами. В мире графики он пытался найти новую ось бытия, защитить хрупкое человеческое существование от неумолимого течения времени. Творивший в советский период, он создавал произведения, выходящие за пределы социальных проблем и касающиеся фундаментальных вопросов мироздания.

Для эстетического восприятия офортов Аксинина, возможно, и не обязательно знание значений определенных сюжетов и символов. Однако, без овладения символическим языком автора, ускользает важная смысловая составляющая графики Аксинина. Лишь понимание свойственной только мастеру офорта символики, рождает особое восприятие, предполагающее "равенство творческой активности художника и зрителя... неопределенность соотношения (свободную игру) Творца, твари и творчества... неясность границ между явленным и неявленным". (1). Каждая из работ автора нуждается в истолковании. Аллегорический смысл символа невидимо сопровождает зрителя, композиционно достраивает изображение, деформируя реальное пространство, создавая иное пространственно-временное измерение. Художник обращается к древнейшей символике, используя алхимические и астрологические знаки, создавая на их базе собственные знаки-символы. Если через увеличительное стекло рассмотреть оттиски Аксинина, то обнаружится, что в заштрихованных кружках, диаметром не более двух миллиметров, заключены мельчайшие изображения, буквы, цифры... Чем дольше и внимательней всматриваешься в серию работ, посвящённую произведениям Свифта, Кафки, Кэролла, расшифровке "И Цзин", тем сильнее улавливаешь метафизическую природу его искусства, выводящую нас за рамки привычных представлений, где реально воплощение любой мысли и идеи, где сущность обретает возможность полного слияния с реальностью.

В настоящее время искусство все более уходит от предметности, все больше зависит не от характеристик произведения, а от того содержания, которое вкладывает в него создатель. Аксинин, посвятивший всю свою жизнь и творчество стремлению построить свою систему знания о мире, предпочитает наглядности, зримости произведения множественность смыслов, присущих тексту. Офорты Аксинина – это искусство, "говорящее языком самого бытия", решающее вечные проблемы метафизики – познание первоначал мира, сущности жизни и смерти. Возможно, до конца своих дней, художник не ощущал себя принадлежащим ни одной из реальностей, настойчиво стремясь найти собственную точку опоры в зыбком понимании величественного смысла человеческой жизни.

Крузе С.В.
куратор проекта
кандидат философских наук


1. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и ранне литературных памятниках./ М., 1988. с.19.






Александр Аксинин. "ПРОСТРАНСТВО МОЛИТЫ", смешанная техника 1983 г.

Александр Аксинин. "ПРОСТРАНСТВО МОЛИТЫ", смешанная техника 1983 г.
















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Предлагаем Вашему вниманию самую низкую стоимость печати газеты , а так же обширный парк оборудования допечатной и постпечатной обработки!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования