Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

25 мая – 20 сентября, Государственная Третьяковская галерея (Москва) – Александр Дейнека. Графика из собрания Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки

25.05.2009



Государственная Третьяковская галерея

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. Графика из собрания Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки

26 ма
я20 сентября

Крымский Вал, 10, залы 18-19

Вернисаж 25 мая в 17.00 (по пригласительным)

В программе вернисажа:
• представление масштабного проекта Государственной Третьяковской галереи и Издательской программы компании "Интеррос" "АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. ИССЛЕДОВАНИЯ. КНИГИ. ВЫСТАВКИ. 2009-2011";
• презентация книги "ДЕЙНЕКА. ГРАФИКА", выпущенной в 2009 году Издательской программой компании "Интеррос" при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова;
• презентация видеоинсталляции, созданной по графическим работам Александра Дейнеки.

Выставка графики Александра Дейнеки из собрания Курской галереи приурочена к 110-летию со дня рождения выдающегося мастера.

Графические листы, многие из которых впервые привезены в Москву, отмечены разнообразием техник, манер и стилей, но их объединяет неповторимый "энергетийный заряд" Дейнеки.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) известен по преимуществу как живописец и монументалист. Однако в его творчестве очень важно графическое начало, во многом сформировавшее авторский стиль. Выставка из Курской галереи, располагающей крупнейшей коллекцией работ мастера и хранящей более тысячи его графических листов, позволяет увидеть Дейнеку в неожиданном ракурсе.

Разные грани и этапы творчества художника с 1920-х по 1960-е отражают рисунки, выполненные во время учебы во Вхутемасе, в годы работы в журналах "Безбожник у станка", "Прожектор", "Даешь", в командировках в Севастополь и поездке по Америке и Западной Европе. Среди 150 графических листов – военные зарисовки, натурные фиксации, наброски, эскизы картин, самостоятельная графика.

Экспозицию открывают произведения, выполненные в годы учебы на графическом факультете Вхутемаса (1921-1925) у В.А.Фаворского и И.И.Нивинского. Влияние гравюр Фаворского сказывается в характере упругого штриха, которым начинающий художник лепит обобщенную форму, нащупывая собственный почерк. Особый пласт работ связан с деятельностью Дейнеки в сфере журнальной графики. Рисунки для журналов демонстрируют умение виртуозно разыграть тему "черного и белого", а равно поразительную зоркость, с какой молодой художник видел жизнь во всех ее проявлениях. В небольших листах заложено монументальное начало; ощутимы лаконизм и точность приемов автора.

В серии крымских работ 1930-х особые циклы составляют акварели с изображением военной техники и пляжные зарисовки. Главная тема листов с самолетами и кораблями Черноморского флота – скорость, стремительная смена пространственных впечатлений. Вместе с тем, пляжные зарисовки, выполненные "на одном касании" линии, полны идиллической безмятежности.

Зимой и весной 1935 Дейнека совершил большое путешествие: с выставкой советского искусства он провел три месяца в США, посетил Францию и Италию. В рисунках заметно, как в каждой стране художник менял манеру, фиксируя то ритмы Америки, то атмосферу Парижа, то римскую повседневность. Здесь сказывается удивительная объективность мастера, умение погрузиться в стихию жизни и отразить ее без идеологизирования и предвзятости. Серия американских шаржей выявляет экспрессивный дар автора.

Экспрессией, порой на грани сюрреалистичности, отмечена и военная графика. Побывав зимой 1942 в районе боевых действий, художник позже признавал, что тема войны еще ждет осмысления. Не все из увиденного нашло продолжение в станковых листах и полотнах, однако военные зарисовки Дейнеки ценны как документ эпохи. Образ победы, сменившего войну мира воплощен в оглушительной тишине берлинских развалин в июне 1945; преодоления трагедии – в венских зарисовках 1946-1947.

Особый раздел выставки – женские модели разных лет. Образы натурщиц, которые художник создавал на протяжении всей жизни, вновь свидетельствуют о полнокровном чувстве бытия, присущем Дейнеке – человеку и художнику.

По преданию, знаменитый учитель бокса Александр Гетье, у которого в середине 1920-х брал уроки молодой Александр Дейнека, много позже на вопрос: помнит ли он такого ученика? – ответил с большим сожалением: "Это тот, который в художники подался? Жаль, хороший мог бы быть боксер".

Сегодня наследие Александра Дейнеки ждет нового прочтения: именно графика может стать отправной точкой в формировании современного взгляда на его творчество.

Проект "АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. ИССЛЕДОВАНИЯ. КНИГИ. ВЫСТАВКИ. 2009-2011"

Третьяковская галерея и Издательская программа компании "Интеррос" объявляют о начале совместной работы над проектом "Александр Дейнека: Исследования, книги, выставки". Долгосрочный гуманитарный проект посвящен юбилею одного из крупнейших мастеров советской эпохи, создавшего знаковые образы своего времени. Цель проекта – актуализировать творческое наследие Александра Дейнеки, инициировать новые исследования его искусства.

Важная составляющая проекта – серия изданий, в которых впервые за последние 20 лет подробно представлены все сферы деятельности художника.

Первым шагом в реализации этого направления проекта стала книга "Дейнека. Графика", решенная в инновационном дизайне с использованием новейших полиграфических технологий. Выпущенный в начале 2009 года том содержит более 500 репродукций журнальной, плакатной, книжной и станковой графики мастера.

В работе над изданием использованы произведения из собраний Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки, Третьяковской галереи, Русского музея, ряда музеев России и ближнего зарубежья, фондов Российской государственной библиотеки, материалы из архива вдовы художника Елены Волковой-Дейнеки, экспонаты частных коллекций.

В настоящее время сотрудники Издательской программы и специалисты Третьяковской галереи работают над книгой, посвященной живописи Александра Дейнеки. Завершит серию издание о монументально-декоративном искусстве и скульптуре мастера.

В рамках проекта запланирован ряд выставок, первая из них – "Д.А. Графика Александра Дейнеки из собрания Курской государственной картинной галереи" в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Ряд больших экспозиций в Третьяковской галерее (весна 2010 года) и Русском музее (осень 2010) позволит позиционировать художника как фигуру мирового масштаба.

Интерес к организации выставок Дейнеки проявили крупнейшие западные музеи (Тейт Модерн, Музей Соломона Р.Гуггенхайма и др.).






Ссылки:




Александр Дейнека. Забег по бульвару. 1929-1930 (?)

Александр Дейнека. Забег по бульвару. 1929-1930 (?)
















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования