Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.11.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

2 октября – 25 ноября, Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина (Москва) – выставка Владимира Баранова-Россине

2.10.2007



Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Отдел личных коллекций

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

"Владимир Баранов-Россине – художник русского авангарда"
(из музейных и частных собраний)

3 октября – 25 ноября
2007 года


Открытие состоится в МЛК (Волхонка, 10) 2 октября 2007 года в 16 часов. Пресс-конференция в 12 часов

Имя мастера русского авангарда – живописца, рисовальщика и скульптора Владимира Баранова-Россине (1888-1944) мало известно на родине. Судьба его сложилась драматически. В 1912 году вместе с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным он становится обитателем знаменитого парижского дома "Улей", участвует в парижских Cалонах под псевдонимом Даниэль Россине. Во время Первой мировой войны живет в Норвегии, где и состоялась его персональная выставка. В 1918 году возвращается в Россию, активно занимается общественной и преподавательской деятельностью. В 1925 году вновь оказывается в Париже. В 1944 году после ареста гитлеровским гестапо погибает в Освенциме.

Творчество Баранова-Россине представляет собой соединение разных стилей, характерных для интернациональной Парижской школы: постимпрессионистической, кубистической и кубофутуристической. Художественную эпоху рубежа ХIХ – ХХ веков он постигает с кистью в руках, соединяя в своих произведениях импульсы, полученные от Матисса, Гогена, Пикассо, Синьяка, Ларионова, Бурлюка... Известный французский исследователь авангардистской живописи Жан-Клод Маркаде называл художника "гением многообразия". Изобразительный язык Баранова-Россине – глубоко индивидуален. По мнению специалистов, в каком бы жанре ни работал художник, он задает своим работам особый ритм.

Художник Баранов-Россине проявил себя и как неутомимый изобретатель. Пытаясь сочетать музыку с изображением, он создал аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран более трех тысяч оттенков спектра.

Подлинный масштаб творчества художника стал понятен лишь в начале нынешнего века после персональных выставок, состоявшихся в Москве и в Петербурге.

Предстоящая выставка в Музее личных коллекций ГМИИ им.А.С.Пушкина позволит существенно расширить представление о художественном мастерстве и одаренности Баранова – Россине, впервые открывая для публики и вводя в научный оборот скульптуру и живописные произведения мастера, находящиеся ныне в частных собраниях, коллекциях зарубежных и региональных музеев и семье художника.

Аккредитация журналистов обязательна! Телекорреcпондентов просим указать cостав съемочной группы и количество мест аппаратуры. Аккредитация по тел.\факсу 203-44-81 (добавочный тел. 202-84-81), e-mail: ioann_1949@ramler.ru

Владимир Давидович Баранов-Россине родился в 1888 году в селе Большая Лепатиха Таврической губернии, получил образование в Одесском художественном училище (1903-1908), учился на живописном отделении у К.К.Костанди и Г.А.Ладыженского.

Первые выставки, в которых документально подтверждено участие Баранова-Россине, связаны с художниками братьями Владимиром и Давидом Бурлюками, Александрой Экстер. Выставляемые Барановым живописные работы "Заход солнца" (1907), "Зеленый сад" (1907-1908) – яркие свидетельства увлечения пленэрной живописью.

Баранов участвует во множестве "молодежных" выставок тех лет, популяризировавших новые идеи в столице и в провинции, вошедших в историю авангардного движения: "Звено" (1908) в Киеве, "Венок-Стефанос" (1909) в Петербурге, "Венок" (1909) в Херсоне, "Импрессионисты" (1909) – в Петербурге и Вильне.

На выставке в МЛК Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина 2007 года творчество этого периода художника будет представлено такими работами, как "Пейзаж с церквью", "Дорожка в саду", "Зеленый сад".

"Я пишу этюды академические и работаю по химии, изучаю спектральные анализы и солнце; работаю также по одной вещи разными материалами, разными красками и формами. Для меня живопись – жизнь. Главное: делаю все любя, ибо так нравится", – пишет Россине в июне 1916 года в одном из писем к своим друзьям французским художникам авангардистам Соне и Роберу Делоне.

Первая и последняя большая персональная экспозиция произведений Баранова-Россине в России состоялась в ноябре 1917 года в Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде. Художником было показано свыше 60 работ. Русский парижанин привез пейзажи и декоративные панно, документально достоверные портреты, сопряженные с кубистической разделкой фона и беспредметные красочные симфонии.

Во время Первой мировой войны Баранов-Россине в основном живет в Норвегии, но в 1918 году возвращается в Россию.

В первые годы советской власти (1918 – 1925гг.) Баранов-Россине активно пытается влиться в художественную жизнь родины: преподает в Петрограде и в Москве, руководит мастерской основного живописного факультета ВХУТЕМАСа, занимается усовершенствованием аппарата для передачи цвета в музыке под названием "Оптофон", с помощью которого можно было проецировать на экран более трех тысяч оттенков спектра.

В этот период Баранов-Россине тяготеет к созданию огромных живописных и ярких панно:"365 революционных дней", "Красноармеец-барабанщик", "Марширующие красноармейцы". Но ему очень трудно жить в "бурлящей лаве революции", и, видя бесперспективность своего существования в России, в 1925 году художник вновь её покидает.

Для второго парижского периода Баранова-Россине характерно его тяготение к динамическому цвету. "Световая динамическая живопись", о которой он неоднократно пишет в своих письмах к художнику и другу Роберу Делоне, и составляет особое видение русского авангардиста. Его новые работы ежегодно появляются на выставках Парижа, нередко вызывая ожесточенные споры у публики и критики. Но после 1925 года Баранов-Россине пишет всё меньше картин, так как с большим энтузиазмом и упорством добивается признания и продвижения своих изобретений: "оптофонического фортепиано", "фотохронометра", благодаря которому математически определялись все пять достоинств драгоценных камней (вес, величина, цвет, чистота и свечение), "хамелиона", предназначенного для камуфляжа различных военных объектов.

В 1930-е годы художник разделяет участь многих своих соотечественников, беженцев из России. В поисках заработка ему приходится заниматься многим, даже продажей недвижимости, так как запатентованные талантливые изобретения, которым отдано немало сил и времени, не востребованы. Его живописные и скульптурные работы не пользуются большой популярностью, не приносят доходов. А с наступлением Второй мировой войны художник, как сотни тысяч евреев, подвергается репрессиям и депортации, Баранова-Россине отправляют в Германию, а затем он становится узником концлагеря. И в 1944 году в застенках Освенцима – погибает.

Баранов-Россине оставил потомкам более пятисот картин, рисунков, акварелей, гуашей, живописных рельефов. Исследователь его творчества критик Жан-Клод Маркаде пишет в своем предисловии к каталогу Баранова-Россине: "Он – художник гениальных прозрений и тончайшей интуиции. Во многих его работах содержатся, как в зародыше, открытия которые только со временем обретут свои окончательные масштабы и воплощение. Его многогранное творчество обогатило искусство ХХ века новыми интонациями. У него особое и очень заметное место в русском авангарде".

Выставка в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (после больших экспозиций в Русском музее и Третьяковской галерее) дополнит представление о художнике, как у публики, так и специалистов. Увидят свет скульптурные работы Баранова-Россине, которые считались утраченными или были неизвестны в последние годы.

"Баранов-Россине, по сути, первым открыл пластическую выразительность сквозных пустот и использовал их в качестве формального приема, – отмечает в статье для каталога ГМИИ им. А.С.Пушкина "Скульптура Баранова-Россине" специалист в области русского авангарда Александра Шатских, – К трехмерным работам молодой мастер приступил с первых же месяцев жизни в Париже. Уже весной 1911 года на Салоне независимых он представил наряду с живописью четыре скульптуры, обозначенные в каталоге как "Танец. Саломея", "Женская голова", "Женщина" и "Скульптура (фрагмент) ". Выставленные в зале кубистов вместе с работами французских художников Робера Делоне, Альбера Глеза, Жана Метценже и других, они привлекли внимание Гийома Аполлинера".

На выставке в ГМИИ имени А.С.Пушкина представленны автопортреты Баранова-Россине различных лет. Они все по-своему интересны и необычны. Кубистическая форма, вернее манера написания этих автопортретов не затмевает главного – передачи внешнего сходства и выражения внутреннего мира художника. По этим автопортретам можно определять настроение и мироощущение Баранова-Россине. Его горящие глаза, чаще грустные, чем веселые рассказывают нам о трудностях и радостях, которые пришлось испытать ему в жизни.

Экспозиция в МЛК позволит познакомиться с работами, находящимися в частных коллекциях, сохранявшихся долгое время в семье художника, и станет поистине выставкой-открытием.




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования