Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.12.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

С 1 июля, Русский музей (СПб), Корпус Бенуа – Выставка Валентины Поваровой "Юбилеи-2004"

1.07.2004

пресс-служба ГРМ


1 июля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка художницы Валентины Поваровой из цикла "Юбилеи – 2004". Тридцать пять работ живописи и графики, от 1970 года до 2004. Впервые в Русском музее представлена ретроспективная выставка художницы, работы которой ранее экспонировались на выставке "Абстракция в России. ХХ век"

Валентина Петровна Поварова – художник того поколения, которое в 1960 – 1970-е годы приняло эстафету русского авангарда. Получив академическое профессиональное образование, она заново начинает осваивать язык изобразительного искусства в мастерской П.Кондратьева, ученика К. Малевича, и П.Филонова. Знакомство с принципами кубизма, супрематизма, совместные размышления над проблемами современного пластического пространства привели художницу на путь создания собственной картины мира. Поварова – художник-философ, художник-аналитик.

Названия ее работ "Космология", "Энергия", "Однозначность", "Единение", "Структура", "Покой", "Кристалл" показывают, что она ищет внутреннее, а не внешнее соответствия действительности. Для нее важен не только окружающий земной мир, но и все мироздание полностью. В ХХ веке земля стала тесной для человечества, и художественная мысль вслед за наукой устремляется в космическое пространство. Легко заметить прямых предшественников художницы: К. Малевич и П. Мондриан, М. Матюшин и Р. Делоне, П. Филонов и П. Клее. Поварова устанавливает особые связи с природой – она не отражает, а исследует мир изнутри, ищет его структуру, логику связей и сцеплений основных пластических форм.

Предмет творчества художницы – это материя и энергия. Она верит, что природа подчинена неким фундаментальным законам, и пытается постигнуть их не эмоцией, а интуицией. В ее беспредметных композициях нет места случайности и хаотичности, они выверены и основаны на равновесии цветных форм в белом пространстве холста. Поварова – художник нового типа художественного сознания, возникшего еще в период авангарда. Художница обладает не по-женски вселенским масштабом размышлений.

В работах 1980х – начала 1990х годов Поварова использует сдержанный и ограниченный колорит: темные, порой глухие коричневые, зеленые, синие оттенки. Приглушенный колорит помогает работать с формой, исследовать ее, найти изобразительные знаки. Художница считает, что абстракция и реализм не антагонисты, но связать их способно только настоящее искусство. "Кристаллизация" мира проявляется в преломленных и трансформированных отражениях в стеклах окон ("Окно"), в многократно умноженных гранях стакана ("Стакан"). Из этих фрагментов рождается понимание подвижной структуры. В полотнах следующего десятилетия Поварова как будто расщепила ядро живописи, выпустив на свободу цвет, энергию цвета. Она уловила и по-своему претворила полет беспредметных форм Малевича, "космические формы с магнитными взаимосвязями". Прочность этих внутренних связей не дает частицам хаотично плавать в пространстве холста, они тяготеют друг к другу.

Особая роль цвета в ее работах обращает нас к духовной мощи древнерусского искусства. " Последние мои работы связаны прежде всего с красным цветом, который я любила всегда. Вообще, основная триада цветов – красный, синий, желтый – таит в себе колоссальные живописные возможности. Я не разделяю отдельно содержание, отдельно форму, считая это нонсенсом. У меня возникает чисто художественное влечение к красному, синему, ведь и иконопись, и все древнее искусство, построено практически на этих силах", – говорит художница.

Среди работ последнего года вновь появились овалы, головы, лица: В воссозданном космосе у человека возникает новое место.

Биография

Родилась в 1933 году в Петербурге (Ленинграде)

1952 – окончила среднюю художественную школу.

1953-1959 – училась в Институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина на живописном факультете у И. Серебряного.

До 1988 преподавала в Педагогическом институте им. А.И. Герцена, в среднем художественном училище им. Серова (ныне – имени Н. Рериха), в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной.

1973 – пришла в мастерскую П.М. Кондратьева, занималась у В.В. Стерлигова.

До 1989 участвовала в многочисленных "квартирных выставках".

1989 – От неофициального искусства к перестройке. Петербург. Гавань.

1995 – Кондратьев и его круг. Манеж. Петербург

1998. -" Малевич. Туда и обратно". Петербург Галерея С.П.А.С

1999 – "Мастерские андеграунда." Манеж. Петербург

2001 – Абстракция. ХХ век. ГРМ

2001 "Красный круг. Нью-Йорк. ООН

2002 – "Ощущение белого". Международная федерация художников. Петербург

2003 – "К 300-летию Петербурга. ГТГ, Москва.

Участник многочисленных выставок в России и за рубежом.

1995 лауреат премии им. Н.Н. Пунина Петербургского отделения фонда культуры.

Персональные выставки:

1991 – первая персональная выставка в Доме писателей, Петербург.

1994.- Музей городской скульптуры. Петербург

1887 – Выставка коллажа. Лодзь. Польша

1998 – Музей "Царскосельская коллекция". Пушкин

2000 – Международная федерация художников, Петербург




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования