Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

wireframe

20.09.2002



Иван Цюпка

Киев, 26. 07 - 11. 08. 2002



Галерея М. Гельмана в Киеве с июля 2002 года начинает свою деятельность, как украинская художественная институция. Одна из первых частных галерей в СССР и первая, названная именем своего владельца, Галерея М. Гельмана открылась в Москве в декабре 1989 года. С первых дней своего существования галерея профессионально занимается актуальным современным искусством. Роль руководителя галереи, легендарной личности новейшей истории российского современного искусства Марата Гельмана в социальной адаптации, популяризации и выработке стратегий современного искусства на постсоветском пространстве сегодня является общепризнанной. Его галерея является одним из признанных в мире российских брендов, наравне с КоммерсантЪ или Лукойл , с ней в формировании своих коллекций сотрудничают Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, крупные российские корпорации. В ноябре 2001 года в Киеве начал функционировать филиал Галереи М. Гельмана, представивший киевскому зрителю серию громких художественных проектов ведущих российских и украинских современных художников, вызывавших неизменный резонанс в украинском обществе. Теперь Галерея М. Гельмана в Киеве преобразована в украинскую художественную институцию.

Творчество украинских художников contemporary art всегда было предметом профессионального интереса Марата Гельмана. Его галерея открылась персональной выставкой украинского художника Александра Ройтбурда. Сейчас Александр Ройтбурд, проживающий с 1999 года в Нью-Йорке, принял предложение возглавить Галерею Марата Гельмана в Киеве.

Первой выставкой Галереи М. Гельмана в Киеве как украинской художественной институции станет фотопроект киевского художника Ивана Цюпки Wireframe . Название проекта компьютерный термин, обозначающий непросчитанные 3-D модели. Для создания трехмерной иллюзии человеческой фигуры в компьютерной анимации сперва изображается трехмерная сетка, каркас, который потом обтягивается кожей. Фотографии Цюпки имитируют виртуальный каркас трехмерных изображений, используя живых моделей, раскрашенных флюорисцентной краской и снятых в ультрафиолетовом освещении. Директор Галереи М. Гельмана в Киеве Александр Ройтбурд считает Ивана Цюпку одним из самых ярких молодых имен на киевской художественной сцене . Несколько лет назад начав с традиционной живописи, сегодня Цюпка работает в различных современных медиа. Его работы экспонировались в Берлине, Москве, Одессе, Париже. В 2001 году проект Ивана Цюпки Рентген: любительское фото , представленный на выставке Иллюминация в ЦСИ при НаУКМА газетой Зеркало недели был назван событием года в киевском современном искусстве. Открытие выставки состоится в пятницу 26 июля в 18.00.

В субботу 27 июля в 16.00 в Галерее М. Гельмана в Киеве состоится пресс-конференция Марата Гельмана и Александра Ройтбурда.

Адрес: Киев, ул. Костельная, 11. Тел.: (044) 229-6157

Пресс-координатор агентство ПРактик .

Тел.: (044) 573-5832, 573-5922, 559-1528

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, по телефону: (044) 247 60 80

Евгений Минко, пресс-секретарь

А.Соловьев. Wireframe Ивана Цюпки

Основная коллизия фотопроекта Ивана Цюпки Wireframe - отношения виртуального, здесь дигитального, и реального. С некоторых пор именно виртуальным реальностям отводится миссия освоения наиболее тонких слоев мироздания путем погружения сознания в неизведанное, необычное. Несмотря на кажущийся антогонизм, в этой связке очень трудно прочертить демаркационную линию - о двойственности ВР не писал, кажется, только ленивый. Мы уже привыкли, что ВР отсылают нас к тому типу понимания, когда нечто существует, но не явлено в реальности - это мнимость, имитация, симулякра и, одновременно, суть возможное, вероятное, проективное. Не такова ли и сама реальность, которую столь же трудно описать как известный, устоявшийся, а не находящийся в процессе создания и все еще не познанный феномен? Вот эту амбивалентность, как внутри понятий виртуальное, реальное, так и в их соприкосновениях, и пытаются уловить кадры фотосерии.

Дигитальный, пифагорейский бум, апологетика и главенство Цифры, особенно заметные сегодня в кинематографе, анимации, да и в той же фотографии, не могли не наплодить определенных стандартов, а как следствие, - не вызвать сопротивления (правда, не радикального, что было бы наверно, смешно, а скорее гибкого) Цифре. Вот и в Wireframe господствующему вектору - от реального к дигитальному пространству, противопоставляется как бы обратное: от исчисленной сетки искусственной природы к естеству "натуральных" мизансцен. "Как бы" не выносится здесь за скобки именно потому, что выраженного "обратного эффекта" и не случается по определению. Вместо этого, по предложению автора - снова Диффузия, снова блуждания в загадках, где кончается виртуальное и начинается актуальное?

Серия Цюпки примечательна и тем, что вместо action, привычного по законам кибержанра, она культивирует, напротив "снятое" действо - релаксирующий бессобытийный жанр (назовем это условно "отдыхом между съемками"), не исключающий вместе с тем скрытую нарративность и эротизм.

Бытовые ситуации, в которых оказываются "проволочные каркасы" будто бы 3D моделей возвращают зрителя к популярным reality show. Художник доводит до абсурда идею подглядывания за искусственно заточенными в пространстве субъектами, которых по велению режиссера "аниматора", можно спровоцировать на любое необходимое поведение. Марионетки позируют, флиртуют, прихорашиваются, как бы не замечая всевидящего ока фотокамер.

Важная составляющая цикла - ультрафиолетовая "стробоскопичность" света/цвета, остановленная в единовременности каждого отдельного кадра и мелькающая, вибрирующая в их смысловой совокупной протяженности. Это порождает здесь ощущение "лунного холода", а с ним - некоей сетевой магичности, ирреальной, мистической телесности - воистину "солнечное мышление приносит тела в жертву, лунное превращает их в фантасмагорию" (Ж.-Л. Нанси).

Наконец, принципиальный момент серии - она задумана и исполнена как Фотография. Компьютер играет в ней лишь сугубо прикладную роль, в основном касающуюся "зачистки", нюансировки изображения. Привилегированное положение фотографии по отношению к компьютерному имиджу многие объясняют тем, что первая вроде бы является знаком, изображением, нанесенным самим объектом, на который она ссылается. Хотя, снова же, возвращаясь к размытости фокуса в пределах "дигитальное - реальное" следует с осторожностью отнестись к этой иерархии по крайней мере по двум причинам. Во-первых, фотография изначально несла в себе возможность дигитализации, которая, не исключено, готова обернуться ее гибелью. Во-вторых, сегодня ставится под сомнения вообще сама идея пресловутого "знака реальности", на которой, якобы, и основывалась идентичность фотографии.

А.Соловьев




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования