Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.09.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

15 июня – 3 июля, ММСИ (Москва) – "Расширенное кино". Часть 1

15.06.2011



XII "Медиа Форум"
33 Московского Международного Кинофестиваля
представляет выставку:

"Расширенное кино"
Часть 1


Московский музей современного искусства, Ермолаевский, 17
15 июня – 3 июля 2011

24 июня, 18.00 – Пресс-конференция, посвященная открытию XII Медиа Форума и выставки "Расширенное кино. Часть 2". Участники: арт-директор Медиафорума, искусствовед и куратор выставки Ольга Шишко, арт-директор ММКФ и со-куратор выставки Кирилл Разлогов, генеральный директор ММКФ Наталья Сёмина, директор ЦСК "Гараж" Антон Белов и исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, а также художники Ранбир Калека (Индия), Борис Элдагсен (Германия), Юрий Календарев (Италия/Россия), Илья Пермяков (Россия), группа "Тот-арт" (Россия), группа Провмыза (Россия), группа Синий суп (Россия), Виктор Алимпиев (Россия)
Пресс-конференция пройдет на территории ЦСК "Гараж"

После пресс-конференции Ольга Шишко проведет экскурсию по экспозиции "Расширенное кино. Часть 2", на которой представлены работы Яна Фудуна, Айзека Джулиана и Эйи-Лиизы Ахтиллы
Центр современной культуры "Гараж" (ул. Образцова, 19А) pr@garageccc.com

25 июня, 19.00 – пресс-тур по выставке "Расширенное кино. Часть 1" с участием Ольги Шишко и художников Фионы Тан (Нидерланды), Лесли Торнтона (США), Ранбира Калеки (Индия), Бориса Элдагсена (Германия),Юрия Календарева (Италия/Россия), Ильи Пермякова (Россия), группы "Тот-арт" (Россия), группы Провмыза (Россия), группы Синий суп (Россия), Виктора Алимпиева (Россия), чьи работы представлены на выставке "Расширенное кино. Часть 1". Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17)

В 20-00 состоится перформанс Елены Ковылиной "Сукины дети"

Вход только по предварительной аккредитации.
pr@mmoma.ru

Организаторы: "МедиаФест", Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб"
Соорганизаторы: Московский Музей Современного Искусства, Центр современной культуры "Гараж"
При поддержке: Культурный центр им. Гете в Москве, Посольство Королевства Нидерландов, Фонд Мондриана (Нидерланды), "Japan Foundation"
Куратор выставочных проектов – Ольга Шишко (искусствовед, куратор, директор и основатель "МедиаАртЛаб", Директор Медиа Форума ММКФ)
Co-куратор выставочного проекта – Кирилл Разлогов (искусствовед, профессор, Директор Российского Института Культурологии, арт-директор ММКФ)
Продюсер выставочных проектов – Елена Румянцева (программный директор "МедиаАртЛаб" и "Медиа Форума" ММКФ).
Список участников: Фиона Тан (Нидерланды), Дуг Айткен (США), йохана Биллинг (Швеция), Харун Фароки (Германия), Гари Хилл (США), Анри Сала (Албания/Франция), Лесли Торнтон (США), Ранбир Калека (Индия), АревМанукян (Канада), Борис Элдагсен (Германия), Юрий Календарев (Италия/Россия), Евгений Юфит (Россия), КеренСиттер (Израиль/Германия), Илья Пермяков (Россия), группа "Тот-Арт" (Россия), Елена Ковылина (Россия), Альмагуль Менлибаева (Казахстан), группа "Провмыза" (Россия), группа "Синий суп" (Россия), Таус Махачева (Россия), Юрий Альберт (Россия), Виктор Алимпиев (Россия).

Пространство пересечения языков изобразительного искусства и кинематографа, двенадцать лет становится предметом анализа и обсуждения участников "Медиа Форума" Московского Кинофестиваля: художников, режиссеров, арт-и кинокритиков. В этом году организаторы программы осуществили, пожалуй, самый масштабный за свою историю проект, посвященный смежной кинематографической и видеоарт-эстетике.

Центральная часть проекта "Расширенное кино" будет представлена в Московском музее современного искусства с 15 июня. Экспозиция, состоящая из видео-работ художников с мировым именем, поделена на тематические блоки, каждый из которых призван раскрыть главную идею проекта – кино без границ. Это не ретроспективная выставка: представленные работы были созданы в последние несколько лет, некоторые – специально для этого проекта, поскольку основная задача XII Медиа форума проанализировать и охарактеризовать текущую ситуацию в искусстве видеоарта.

"Язык, на котором говорит видеоискусство отличен от кинематографического. Сейчас под воздействием психологии видео кинематограф мутирует, и медиаарт обозначает для него новые пути развития: возможность работать с пространством, с пересечениями визуальных и звуковых образов, использовать интерактивное взаимодействие со зрителем. – говорит Ольга Шишко, куратор проекта. – Планируя экспозицию выставки "ExpandedArt/ ExpandedCinema", мы старались акцентировать внимание аудитории на визуальных особенностях видеоискусства (композиционной структуре, ритме, текстуре, масштабах), а также на концептуальных аспектах языка, на проникновении видео в личное пространство самого зрителя".

Экспозиция в Московском музее современного искусства – это попытка систематизировать отношения двух сфер экранной культуры. Каждый этаж музея посвящен определенной теме, раскрывающей взаимное перетекание идей и образов: 1. Пространства памяти/Искаженная субъективность; 2. Язык/ текст/звук и движущийся образ / Поэтика языка и пространства 3.Видеоискусство – слепок с реальности / "Третье кино" 4. Cимулированная реальность... Новые герои.

1. Пространства памяти / Искаженная субъективность:

Видеоарт может себе позволить многое из того, что непринято в традиционном кинематографе: разбить повествование на несколько экранов, совместить в одном изображении временные потоки, которые движутся с разной скоростью, позволить различным стилям спорить и перебивать друг друга, органично совмещать в одной работе материалы совершенно разной природы.


В двухканальной инсталляции "Подъем и падение" Фиона Тан (Нидерданды/ Индонезия) рассказывает историю пожилой женщины: на одном экране она сама и ее воспоминания, на другом – кадры ее юности. Повествование петляет между прошлым и настоящим, перемежаясь образами движущейся воды – метафорой человеческой жизни.

Автор книги-интервью с 26 художниками о преодолении линейных форм повествования, Дуг Айткен (США) во многих работах обращает внимание зрителя именно на ход времени, отличающийся от обыденного. В работе "Дом" родители художника сидят напротив и пристально смотрят друг на друга, не замечая, как дом, где они находятся, разрушается на глазах у зрителя.

Карен Ситтер (Израиль/Германия) В видеоработе "Четыре сезона" пересекаются различные кинематографические стили, наслаиваются цитаты из известных киноработ. В ней и поздний Хичкок, и голливудская роскошь, и китч 80-х, и отзвуки "Трамвая-желание" Тенесси Уильямса, а вместе они оставляют остроумное и сложное по структуре повествование.

Лесли Торнтон (США) – одна из первых, кто еще в 80-е годы обратил внимание на смежность кино- и художественного пространств и воплотил это в своих работах, смешав в них не только кино и видеоарт, но архивные съемки, элементы сайен-фикшн, этнографические материалы, серьезно повлияв на последующие поколения интерпретаторов экранной культуры. На "Медиа Форум" она приезжает с совсем свежей работой "Биноклю".

Видеоинсталляция "Метель" группы "Синий суп" (Россия) представляет собой мистический зимний пейзаж с темным лесом, холмами и сумрачным небом, куда-то бегут люди, подгоняемые снежным вихрем. Ни на один вопрос, каким задается зритель при просмотре этой высокотехнологичной работы, он не получит ответа.

2. Язык/текст/звук и движущийся образ / Поэтика языка и пространства

Некоторые художники видят в движущихся образах особую коммуникативную систему и начинают ее анализировать с позиций современной лингвистики, самих категорий языка, на котором с нами разговаривает изображение.


Классик американского искусства Гари Хилл (США) снял два видеопроизведения "Сквозь петлю" и "Звонит ли колокол в пустынном небе" в качестве трибьюта легендарной Изабель Юппер. Движущийся портрет киноактрисы состоит из двух проекций, на каждой из которых Юппер предстает в различных эмоциональных состояниях. Раздраженная, взволнованная, смущенная, игривая или скучающая она смотрит в невидимую точку между двумя камерами.

Обычно в конвенциональном кино сначала снимают изображение и только после этого приглашается композитор "oзвучить" заранее созданный визуальный поток. Silent Horizon – попытка кардинально переосмыслить этот процесс, поставив в центр композиции звук, a изображениe, понятое как проекция света, проектировать на звуковую скульптуру, на "звучащий экран". Вначале cкульптор Юрий Календарев (Россия/Италия) создал 30' soundtrack, затем передал его петербургскому режиссеру Евгению Юфиту, и тот снял 30-минутное черно-белое видео. Полученный результат будет впервые представлен публике на "Медиа Форуме".

"Ответь мне" – это диалог, придуманный Микеланджело Антониони, воплощенный и осмысленный художником Анри Сала (Албания/Франция) вне кинематографического контекста. "Ответь мне" – это беседа голоса и барабана, где зритель в силу недостаточности своих коммуникативных навыков понимает только словесную часть.

Инсталляция Юрия Альберта (Россия) "Картины" напоминает небольшой кинозал с несколькими рядами стульев, но вместо экрана – бегущая строка. По ней движется тест книги "Картины" Филострата Старшего (170-247) – основного источника информации по античной живописи из дошедших до наших дней.

Полиэкранная версия видеоперформанса "Четыре колонны бдительности" дуэта Тотарт (Россия) создана специально для проекта ExpandedArt/ExpandedCinema. Пионеры российского видеоарта и одни из немногих, кто сейчас серьезно работают с языком видео, снимают работу на тему визуализации слова, реализованную на литературных примерах с одиннадцатью неправильными глаголами русского языка.

В работе "Переводы" Ильи Пермякова (Россия) киномеханик, отраженный в стекле проекционного окошка, занят перемоткой пленки с одной катушки на другую. За окошком, в кинозале, идет невидимый зрителю фильм. На стекле расплывчатыми пятнами отображаются кадры этого фильма. Доносится невнятный гул, заглушенный стрекотом проекционного аппарата. Единственное, что слышно отчетливо, – это голос переводчика, работающего синхронно с фильмом.

3. Видеоискусство – слепок с реальности / "Третье кино"

Существует деление на игровое и документальное кино. И существует видеоискусство, занимающееся осмыслением технологий, формальных категорий собственного существования и эстетизацией сигнала. Однако еще одна задача, через которую видеоарт определяет свою роль в мире, – летопись искусства как общественного движения против чего-либо, документация социальной реальности художественными методами, радикальными перформансами с участием зрителя.


Основные темы работ казахской видеохудожницы Аймагуль Менлинбаевой (Казахстан) связаны с наследием кочевенной и шаманской культуры, в которой она родилась и выросла. "Молоко для ягнят" (2010) – это художественное переосмысление одного из мифов тенгрианства – религии, обожествляющей голубое небо.

Видео "Рехъен" (от аварского "стадо") Таус Махачевой (Россия) драматизирует отношения "свой-чужой" в рамках национальной культуры. Дабы пробраться в отару овец чужаку приходится надеть дагестанскую пастушью шубу и встать на четвереньки. С какой целью он идет на это и на что готов, чтобы быть включенным в сообщество?

Человек вдевает нить в иголку, всего миг – и он просунет ее в игольное ушко, на это живописное произведение проецируется ее видеодубликат. Цифровое изображение постепенно трансформирует оригинал, мелькают силуэты зрителей, исторические образы, меняется освещение, равно как и стиль, и все восприятие зрителем движущейся картины. "Он был хорошим человеком" Ранбира Калеки (Индия) – это классическое живописное полотно, которое не хочет оставаться таковым в эпоху движущихся образов, но и никак не хочет обретать кинематографическую форму.

Харун Фароки (Германия) "Пир или полет" – видеоинсталляция, иллюстрирующая сам творческий метод художника и режиссера, снявшего более 90 фильмов и представившего ретроспективы своих работ на крупнейших мировых кинофестивалях. Фароки монтирует подборку киноматериала на тему суицида с целью проанализировать сам процесс рождения кинопроизведения. "Кто-то препарирует птицу, чтобы съесть ее, – говорит он. – Кто-то – чтобы научиться летать".

Йохана Биллинг (Швеция) "Я ничто без твоего ритма". Многие работы Биллинг основаны на двух равноправных началах: современный танец и видеоперформанс. В данном случае на видео представлен сам процесс подготовки к танцевальному перформансу, заснятый в течение нескольких дней. Аудитория была приглашена наблюдать за этими репетициями и могла как угодно вмешиваться в их контекст.

Елена Ковылина (Россия) – одна из самых известных перформансисток не только у нас, но и за рубежом, лауреат премии "Инновация". В своих произведениях она продолжает традиции западного феминистского искусства, исследует телесную и гендерную проблематику. На открытии экспозиции в ММСИ она покажет новый перформанс "Сукины дети".

4. Cимулированная реальность... Новые герои

Может показаться, что видеохудожники уверены: социальная реальность – это замкнутая интерактивная инсталляция, и вне пределов экрана ничего нет. Как и положено художественному авангарду они стремятся вырваться вовне, в настоящую жизнь, разбивая киностилистику 50-х современными спецэффектами, создавая бурю при помощи движущихся лопастей вертолета. Сегодня видеоарт придумывает себе нового героя, не являющегося зрителем, рассказывающего новые истории на пересечении изображения и звука.


"Белая ночь". Во всех играх с категориями "художественного", "кинематографического" и "технологического" Арев Манукян (Канада) задается целью бросить вызов воображению. Видео "Белая ночь" снято в стилистике черно-белого кинематографа 50-х, однако история о внезапном чувстве, возникшем между двумя незнакомыми людьми, передана с помощью новейших компьютерных технологий.

Борис Элдагсен (Германия) "Это не Cure"/ "Это не лечится" Структура работы основана на караоке-исполнении песен группы "The Cure". Композитор, написавший для них музыку, использовал мелодии тетралогии Вагнера "Сумерки богов", а художник Борис Элдагсен заставил петь эти мелодии восьмидесятилетних немцев. Игра слов, заложенная в названиях, отсылает к проблематике жизни и угасания, величия и памяти.

"Подснежник" – новая работа дуэта "Провмыза" (Росиия) рассматривает способ, каким человек видит и воспринимает окружающий мир. Он об "отстраненности" и "дистанцировании" как методах, позволяющих человеку увидеть мир как нечто большее, чем он сам. Как и в других своих работах, Галина Мызникова и Сергей Проворов прибегают к эстетике, уместной в кинозалах, но обсуждают вопросы, характерные для изобразительного искусства. Вероятно, поэтому этих художников с равным энтузиазмом встречают оба профессиональных сообщества.

Виктор Алимпиев (Россия) "Вот". Группа французских актеров исполняет вокализ – музыкальную композицию из одних гласных звуков. В какой-то момент зритель четко прочитывает некий вокализный аналог слова "вот", выделенный музыкальной и композиционной логикой, именно тогда голоса синхронизуются и звучат согласно.

К открытию "Медиа Форума" будет издан каталог-исследование с подборкой ключевых публикаций, касающихся пересечения двух сфер экранной культуры, и представлением работ участников "Медиа Форума" во всем многообразии их восприятия и анализа темы "расширенного кинематографа".

Подробнее на официальном сайте программы:
www.mediaforum.mediaartlab.ru
Контакты для прессы: тел. 8 (916) 550-04-31
Елена Крылова

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru
PR-служба ММСИ pr@mmoma.ru +7 495 231 44 05
























    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Ни для кого не секрет, что в компании «Ansher», стоимость Mazda 3 существенно ниже, чем в любой другой компании.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования