24 – 25 июля 2010 года
Деревня Никола-Ленивец (Калужская область)
Фестиваль ландшафтных объектов АРХСТОЯНИЕ 2010. ЛЕТО
Тема: ДЕВЯТЬ КЛЮЧЕЙ ЛАБИРИНТА. Лесная литургияКуратор: Олег Кулик
Архитектор: Василий Щетинин
Комиссары фестиваля: Юлия Бычкова и Антон Кочуркин
Промоутер: Инна Прилежаева
Со-продюсер: Виктория Ионина-Голембиовская
"АрхCтояние 2010" станет очередным этапом развития неурбанистического контекста методами современного искусства и архитектуры. За 5 лет проведения фестиваля на территории деревни Никола-Ленивец расположилось более 20 авторских работ архитекторов и художников, которые сформировали уникальную среду, где органично сочетаются современное искусство, архитектура и природный ландшафт. Поиски формы этого ландшафта еще не закончились, но постепенно обретают формы парка со своей инфраструктурой.
Разработать художественную концепцию фестиваля "Архстояние 2010" организаторы фестиваля предложили московскому куратору и художнику Олегу Кулику.
Проект этого года направлен на интеграцию и развитие. Большая часть проектов художников в той или иной форме призвана напомнить о ноосферном единстве человека и природы, о необходимости достижения гармонии (выхода из лабиринта) для преодоления кризиса. Именно к объединению физического и внутреннего пространств, цивилизации и природы призывает кураторский проект Олега Кулика.
"АрхCтояние 2010" полемизирует с "приземленностью" сложившейся западной традиции лэнд-арта, который развился на волне мощных экологических движений в защиту окружающей среды и стал частью левого движения на Западе.
Однако изначальный импульс лэнд-арта, если ориентироваться на Роберта Смитсона и Ричарда Лонга, возник как раз из медитативных практик с одной стороны, и убегания от рынка с другой. Различные экологические и политические контексты – это уже вторичное присвоение художественных жестов социальным активизмом.
Организаторы фестиваля предлагают совершить следующий шаг от лэнд-арта – к гео-арту, от дифференциального к интегральному, от локального к глобальному, от природных ландшафтов к ландшафтам внутренним, психологическим, открывающим нам взаимосвязи множества феноменов "реального" мира, т. е., говоря иначе, совершить полет в теле коллективного вдохновения.
Наша задача: разрушить барьеры и преодолеть отчуждение между художниками, синтезировать идею сообщества как сотворческого организма.
Куратор фестиваля – Олег КуликРодился в Киеве в 1961 году
1979 закончил Киевскую художественную школу
1982 закончил Киевский геологический техникум
1988 переехал в Москву
1990 стипендиат Pollock-Krasner Foundation
1990-93 арт-директор и экспозиционер галереи "Риджина"
1995-96 стипендиат Берлинского сената 2005 получил медаль "Достойному" Академии художеств РФ
Живет и работает в Москве. Пробовал себя в разных жанрах – скульптура, перформанс, фотография, инсталляция. Тема прозрачности, анализ традиционных "русских вопросов", исследование границ поля Культуры и границ божественного и животного в человеке. Разработка жанра пространственной литургии, где пространство формировалось, обрамлялось бы объектами, световыми и звуковыми решениями и становилось бы частью зрителя.
Кураторский манифест
Девять Ключей Лабиринта.
Лесная ЛитургияОбращение ко всем, независимо от: возраста, пола, гражданства, национальной принадлежности и прочего.
Обращение от: художников, скульпторов, музыкантов, дизайнеров, архитекторов и поэтов. Наивно выводить ситуацию мирового Кризиса исключительно из экономических или социальных причин – одни и те же симптомы мы видим и во вполне материально состоятельных странах Западной Европы, и в Северной Америке, и в Китае. Настоящие причины лежат в самых основаниях нынешней цивилизации "человека разумного", в способах её/его взаимодействия с окружающим миром, высшие достижения которого – Круглосуточный Супермаркет и Манипулятивное Стереовидение. Коммуникативное тело переразвито – в ущерб Резонансному сознанию, в просторечии именуемому "совестью"... Шум возрос. Количество новых технологий переходит в новое качество. Невидимый мир уплотнился. Похоже, человек выходит на новый этап потери себя.
Мы пришли напомнить вам о том, что есть существенное нечто, кроме "дел" и магазинов.
Мы пришли напомнить вам: Земля и Солнце, Планеты и Звезды – живые.
Напомнить: поют птицы и мычат коровы, беседу ведут дельфины, тени деревьев танцуют, и ветер ими шумит, и ветры поют им свои песни.
Но только сегодня – в ритме, в "делах" – нам не до того уже стало, чтобы себя, тем более – другое, другого – познать. Поверхностен наш интерес, поверхностен опыт.
И если когда-то стремление человека постичь мир запустило процесс создания искусства, то кто сказал, что невозможно обратное?
Современного мира.
Современным человеком.
Современное искусство.
Превратить массовое сознание в коллективное.
Искусство началось как картография внутренних пространств – человеку необходимо было зафиксировать происходящее – своё понимание внешних явлений, дать объяснение им, проанализировать свой опыт и выразить его в форме. Богаче становился опыт – богаче становилось искусство.
Чем глубже стремился человек познать окружающее и себя – тем сложнее становилась форма этого выражения. Искусство вибрирует между двумя полюсами: мифотворческим – полюсом светлости-святости, и аналитическим – полюсом генитальности-гениальности, которые по мере уплотнения социосферы фрактально вырождаются в псевдомифотворческий "постмодернизм" и псевдоаналитической "поставангард".
Девять Ключей Лабиринта – девять Искусств, девять способов восприятия – открывают нам извечные пути познания, приобщают нас к древней мистерии первоначального творения...
Лабиринты – те, что создала природа – ничуть не проще, чем те, что создал человек, и при этом прекраснее. Между природой, сакральным, искусством – лабиринт – в точке схождения их. В лабиринте всё и будет происходить, в лабиринте мы и будем работать – превращать "дикий", мистериальный лес в Литургию.
Слово "литургия" (греч.
λειτουργία, "общее дело") мы выбрали не случайно: ведь речь идет о сакральном измерении пространства. Под сакральным измерением пространства мы понимаем невозможность рационального осмысления того, чем оно (пространство) является в действительности. Пространство это до сих пор будит воображение и ускользает от определения, тем не менее, позволяя с собою работать. Лесная литургия – это способ чтения лабиринтов при помощи движения всех участвующих в ней художников и их гостей-зрителей – это художественно-организованное движение по лабиринтам, созданным художниками в причудливых изгибах реки Угры.
Звук, свет и топологические метки – работы художников – выстроятся в единую процессию, ритуальную прогулку в традиции Загородных церемоний Коллективных Действий, увеличенных в масштабе. Проект призван организовать пространство и время фестиваля таким образом, чтобы очевидно проявить глубинную связь природы, истории, современного искусства и науки о сакральном восприятии реальности. С высоты птичьего полета Лабиринт в Никола-Ленивце предстает Мета-Символом всех лабиринтов и девяти состояний сознания каждого человека на территории фестиваля. Алогичное пространство Лабиринта, переворачивающее всё с ног на голову, провоцирует подлинное проявление чувств и новое понимание жизни. Руководствуясь одной только логикой, в лабиринте современного мира не выживешь.
Наша цель: исследовать феномен согласованных коллективных действий с целью осознанного влияния на окружающий мир посредством современного искусства. Зрителям предлагается стать участниками художественного ритуала: поиск, нахождение, посещение, осмысление объектов и целостного замысла проекта. В помощь всем желающим будут выданы навигационные карты пространства Лабиринта в Никола-Ленивце.
Организаторы:комиссары фестиваля: Антон Кочуркин, Юлия Бычкова
arch@stoyanie.ruпромоутер фестиваля: Инна Прилежаева +7 (926) 227-2186,
archstoyanie@list.ruкоординация: Виктория Ионина-Голембиовская
victoria@rnafoundation.comпомощник куратора: Евгения Куделина
сайт проекта:
www.arch.stoyanie.ruСхема проезда и подробности участия – на сайте фестиваля