Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.12.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

22 апреля – 2 мая, Арт-Центр (Самара) – проекта "Дезориентация"

22.04.2010



Пять фотографов из разных концов света соглашаются на путешествие в неизвестный им российский город. Они не знают даже названия. Им сообщено лишь, что это не Москва или Санкт-Петербург. Тем страшнее.

Название города они узнают в московском аэропорту при посадке в самолет. Но даже если бы они знали его раньше, с каждого взято обещание не пользоваться никакими справочно-туристскими средствами.

Город, в который они едут ― это Самара.

Каждый фотограф получает карту города мира, который смутно, по двум-трем признакам напоминает Самару. Также они получают телефоны, по которым они могут звонить координатору проекта и по которым координатор может запеленговать их в любой точке Самары.

Задание сколь просто, столь и абсурдно:

За три дня свободного дрейфа по городу фотограф должен сделать 20 снимков и отметить места их совершения на карте другого города. Еще через три дня ― открытие выставки.

В результате ― зритель увидит Самару глазами человека, впервые и случайно попавшего в нее. Что попадет в объектив фотографа? ― Открыточные пейзажи Волги, старые самарские улочки, купеческие особняки или новостройки, заводы и автомобильные пробки?

Выставка "Дезориентация" 23 апреля ― 2 мая
Арт-Центр:
ул. Мичурина, д. 90, литера Ы (угол с ул. Челюскинцев)
По будням ― с 16 до 20. По выходным ― с 10 до 21.
www.samara-center.com

В мире становится все меньше удивительного.

Казалось бы индустрия развлечений только и делает что создает чудеса, но мир вокруг нас почти идеально укладывается в привычные рамки, а любая попытка быть необычным ― обычна и ожидаема. Как же так?

Причина в том, что мы сами перестали удивляться. "Удивление ― начало знания" ― писал Аристотель. Знания ― пруд пруди, но куда делось удивление?
Современные города, какими бы необычными мы их ни мыслили, уже безнадежно одомашнены. Мы без особого труда можем изучить их подробные карты, хотя "карта не есть территория", посмотреть на них свысока, хотя мы никогда не бывали в космосе, а с недавнего времени даже побродить по их улицам, не выходя из-за компьютера. Правда, только летом и только при свете дня.

Но стихия города ― как мы его ни приручай, сколько мы ни пытайся уместить его на ладони ― никуда не исчезает, а, напротив, караулит нас за углом. В месте, спрятавшимся под облаком, когда пролетал спутник, там, где не бывали вездесущие камеры "Google Street View", в склейке двух фотографий ― в центре недоразумения, ошибки и... удивления.

Любой человек, оказывающийся в незнакомом городе, будет удивлен. Однако стихия неизведанного настолько пугает, что человек волей-неволей прибегнет к спасительным средствам приручения неизвестного, коих создано множество: "туристская инфраструктура", карты, проспекты, проводники, экскурсоводы, маршруты, навигаторы, советы друзей, наконец. Как вырваться из этого потока дезинформации? Как внутри него выгородить себе место для ошибки? Ведь еще на этапе выбора места для путешествия мы входим в определенные рамки восприятия. И даже если мы получаем впечатления, радикально отличающиеся от ожидаемых, то все равно они опосредованы заданными условиями, пусть и через их отрицание.

Но ведь кроме этого ожидаемого и его противоположности, есть что-то еще. Как встретиться с ним? Ответ очевиден ― ничего не ждать, ничем не пользоваться, а если и пользоваться, то априори непригодным.

Существует обоюдная невозможность подлинного удивления: путешественник не может найти лазейку внутри "туристской инфраструктуры", а житель города (даже такой внимательный как фотограф) ― взглянуть на город глазами путешественника. Получается, чтобы удивиться, человеку надо быть сбитым с толку, искать неизвестного, запутаться и заблудиться.

Пробиться сквозь туристские стереотипы и закостенелую рутину к новому незамутненному образу города возможно лишь через опасный и удивительный эксперимент.

Проект "Дезориентация" ― это эксперимент подобного рода.

Антон Кальгаев, автор проекта

График проекта
15-18 апреля ― создание фотографий
19-21 апреля ― монтаж выставки
22 апреля ― открытие выставки
23 апреля ― 3 мая ― открытый доступ на экспозицию.

Участие самарской фото-общественности
В городе объявлена охота на пятерых неизвестных фотографов. Участникам фотоохоты неизвестно ничего кроме временного интервала вероятного появления фотографов в городе и их имен. Таким образом, участникам популярных в Самаре фото-кроссов предлагается взглянуть на город новым взглядом. Традиционный лейтмотив подобных мероприятий "Знай и люби свой город" теряет всякий смысл, теперь кроме ориентирования необходима способность "дезориентации", воображения, творчества.

Выставка "Дезориентация"
1. Сто фотографий пяти фотографов, сделанные в Самаре с 15 по 18 апреля.
2. Пять карт городов, на которых будут отмечены предполагаемые места совершения фотографий.
3. Одна большая карта Самары с обозначенными на ней маршрутами блуждания фотографов.
4. Один видеофильм про проект.
5. Экспозиция по итогам фотоохоты
6. Экспозиции партнеров проекта

Контакты для партнеров:
Александр Берковский
Руководитель пресс-службы САМАРА-ЦЕНТР
ab@samara-center.com
+7 (812) 633-32-45

Участники проекта:

Майя Холма
Финляндия, Ювяскюля


Майя Холма (1971) родилась в центральной Финляндии в небольшом городе Ювяскюля, основанном по указу Николая I. Именно в этом городе начал карьеру великий финский архитектор Алвар Аалто, один из основоположников современного дизайна. Так получилось, что фотографии зданий и интерьеров, работы Аалто, принесли Майе наибольшую известность. Многие объекты мастера известны широкой публике по ее хрестоматийным фотографиям, которые в виде выставок и специальных показов объехали весь мир.

Холма обладает обширным образованием в сфере визуальных искусств и фотографии: она окончила школу искусств и отделение фотографии в Институте дизайна в городе Лахти, занималась традиционным методам фотопечати, а так же совсем недавно получила диплом Факультет социальных наук и философии университета Ювяскюля.

Майя преподает технику ручной печати фотографий, архитектурную фотографию, консультирует исследователей визуальной культуры.

Наряду с собственными проектами, Майя участвует во множестве групповых выставок в северной Европе, Финляндии, Карелии.

Сейчас Майя переживает новый этап взаимоотношения с фотографией. У себя дома, в Финляндии она с помощью фотографии старается выйти за пределы обыденного опыта, "заблудиться" в знакомых и привычных окрестностях родного города. По признанию Майи, проект "Дезориентация" послужил своеобразным ответом на эти поиски, поэтому она с радостью согласилась участвовать.

Ву Хао
КНР, Наньнин-Шанхай


Ву Хао (1987) ― самый молодой участник проекта. Он родился в городке Наньнин, столице Гуанси-Чжуанского автономного района на юге Китая. Сейчас Ву живет в Шанхае, где учится в колледже. Свою первую любительскую камеру он купил в 2007 году и вдохновленный знаменитыми фотографами начал изобретать собственный подход к фотографии, снимая по большей части жизнь на улицах Шанхая.

Первый осмысленный фото-проект Хао "Детство в гимнастическом зале" был посвящен исследованию специальных учебных интернатов, которые с самых ранних лет готовят будущих защитников спортивного престижа Поднебесной. Радость и боль, взрослые эмоции юных атлетов ― вот что интересовало Ву.

Но именно жизнь города привлекает Хао больше всего. "Прожив в городе много лет, у меня не было возможности пристально в него вглядеться, обыденная жизнь словно бы усыпляет нас. Именно для того чтобы "проснуться", выйти за пределы своей замкнутости реальности, я начал фотографировать город. Я стараюсь бывать на тех улицах, которые не входят в мои обычные маршруты, стараюсь бывать в малоизвестных пригородах Шанхая, выбирать те дороги, которые большая часть людей избегает" – говорит фотограф. Пожалуй, именно любопытство служит основным источником вдохновения Ву Хао.

Ву никогда не бывал в России и даже ни разу не выезжал за пределы Китая, его опыт не затуманен туристскими стереотипами. Путешествие в Самару для него станет самым настоящим приключением.

Икуру Куваджима
Япония, Чиба ― Украина, Киев


Икуру Куваджима (1984) родился и вырос в Японии, затем провел несколько лет в США. Он изучал фотожурналистику в Университете Миссури и сотрудничал с несколькими американскими газетами. Потом уехал в Румынию работать над серией документальных репортажей. Последние несколько лет он живет на Украине, занимается различными проектами, по большей части связанными на пост-советском пространстве, учит русский язык.

География и тематика его работ обширна: от жизни бедняков в Таджикистане до судеб Крымского казачества, от бесконечных выборов на Украине и эпидемии наркомании до землетрясения в Армении, от пространных картин пустынных американских и японских городов до лирических историй рыбаков на Днепре.

Икуру участвовал в нескольких международных выставках, обладает внушительным списком призов, сотрудничал с журналами "National Geographic", "Courrier Japon", "Journalism" и "Punctum". Икуру свободно владеет японским английским и русским языками, немного говорит по-румынски.

Вот уже несколько лет как Икуру мечтает попасть в Россию, однако прежде ему не удавалось получить российскую визу. Путешествие в Самару, таким образом, для профессионального номада Куваджима, станет совершенно особенным опытом.

Саша Ауэрбах
Россия, Москва


Саша Ауэрбах (1985) родилась в Москве и с самого детства увлеченно занималась фотографией. В разное время сотрудничала с различными московскими журналами.

За серию ручных отпечатков "Новые фотографии исчезающих зданий" получила гран-при Правительства Москвы в конкурсе "Серебряная камера", а сами работы попали в коллекцию Московского дома фотографии.

В 2008 году Ауэрбах поступила в Московскую Школу Фотографии и Мультимедиа им. А. Родченко, где учится до сих пор. К этому времени относятся первые опыты в пластическом искусстве (объект, инсталляция), интерес к фотографии постепенно замещается интересом к современному искусству. Саша участвует в Биеннале Молодого Искусства "Стой! Кто идет?!", параллельной программе 3-й Московской Биеннале Современного Искусства, а так же в выставке "Европейская мастерская", где она строит из советской мебели огромный макет Центрального дома художника, здание которого сейчас находится под угрозой сноса. Именно за эту работу, приобретенную Московским музеем современного искусства, Ауэрбах номинирована на получение Национальной премии в области современного искусства "Инновация". Церемония вручения премии пройдет 15 апреля, а уже на следующий день Саша окажется один на один с неизвестной ей Самарой.

Танасис Захаропулос
Греция, Ксанти-Ираклион ―
Англия, Лондон


Танасис Захаропулос (1975) родился в небольшом городе Ксанти на Северо-востоке Греции. В детстве начал заниматься фотографией, а учась в университете, уже подрабатывал на этой ниве, тогда же он присоединился к студенческой группе фотографов и принял участие в первой групповой выставке. Именно на ней он получил свой псевдоним "Ломеф", образованный от фамилии его деда, тоже увлекавшегося фотоискусством. Получив диплом математика, Танасис переехал в Лондон, для продолжения обучения по программе "Vision, Imaging and Virtual Environments", там же спустя несколько лет защитил диссертацию по визуальным методам в медицине. Так научные интересы пересеклись с детским увлечением.

Фотография в творчестве Танасиса неразрывно связана с путешествием. "Я редко пользуюсь путеводителями, я просто не переношу инструкторский тон этих книг. Вместо этого, я пытаюсь использовать отсылки из фильмов, романов, песен, новостей и конечно разных историй. Думаю, настоящий интерес к картинкам путешествий начался с книжки комиксов про Астерикса и Тинтина, которую я читал все детство. Фотография помимо неотъемлимой функции памяти, стала средством для формирования рассказа о познании неизведанного и средством открытия далеких от дома мест. Фотография стала частью путешествия" – говорит Танасис.

Но получаются у Танасиса не столько фотографии путешествий, сколько фотографии путешественника, так как Захаропулос сфокусирован в большей степени на собственном опыте, чем на окружающем мире. Самая известная серия Танасиса "11x11" представляет собой 121 фотографию из одиннадцати путешествий, в том числе и по России. Танасис бывал в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Абакане и Кызыле.

Проект "Дезориентация" усугубляет и выворачивает подход Захаропулоса, оставляя его совершенно без ассоциативного ряда, подсовывая ему в качестве соломинки фальшивую карту. Тем самым проект становится своего рода визуальным исследованием в области медицины, правда пациентом в данном случае выступает сам Танасис.
























    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования