Афиша GiF.Ru

21 апреля – 25 мая, галерея "Элизиум" (Москва) – Владимир Стерлигов "И после квадрата я поставил чашу..."


"И после квадрата я поставил чашу..."
Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973)
Персональная выставка

21 апреля – 26 мая 2010 года
Вернисаж: 21 апреля 18:00

Адрес: Крымский вал, д. 10,
в здании ЦДХ
www.elysium.ru

Галерея "Элизиум" представляет одного из самых интересных творцов второй половины XX века Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973) – художника, творчество которого до сих пор несправедливо недооценено. Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.

Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

Пластический мир Стерлигова, "парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях", мир, в котором "царствовал алогизм", напрямую связан с манифестом алогизма К. Малевича в его "Корове и скрипке" (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. Введенского "...На обоях человек, а на блюдечке четверг...", или "...В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма...", или "...Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг..."

Обэриуты отчетливо сознавали, что "...разум не понимает мира...", в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только "мир", но и "антимир", "при этом антимир – живой участник художественного произведения". Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, "...человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения...". Может быть, мы живем в "анти"-мире принимая его за настоящий "мир"? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.

В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается "бесчисленное количество цвета и миров".

Эти миры обладают общими свойствами.

"Отсутствие верха и низа – их взаимная обратимость" и, как следствие, – "Безвесие".

"Единовременное бытие самого далёкого и самого близкого, далёкое-близкое".

"Зеркальность" и "обратность мира".

"Выворачивающееся пространство" – движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение "обратной стороны" мира.

"Пошатнувшееся пространство", создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.

"Окружающая геометрия" – понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает "скрытая геометрия" пространства, совпадающая с природой или трансформированная.

Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма – кривая. "...Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу – своеобразную форму "упаковки" мира... Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура..." (А. Повелихина).). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что "мы живем в куполе.

Практически во всех работах 1960-70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения – в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что "кривая совпадает с природой". Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об "органической" пластике, в которой "...целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся "беспредметными" только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными..." (А. Повелихина).

В конце необходимо отметить, что художественный мир В. В. Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, – кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о "новом духовном оружии", о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности – высота, которой измеряет себя искусство. "...Первейшее, главное в искусстве – его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве – присутствие в нем силы. Сила – Божественна" (В. Стерлигов).

Владимир Стерлигов пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/afisha/2010-04-21-sterligov/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования