Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 25.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Афиша GiF.Ru ::

24 сентября – 1 ноября, Москва – Третья Московская биеннале современного искусства "Против исключения"
24 сентября 2009

// полностью...










23 сентября – 8 ноября, Государственная Третьяковская Галерея (Москва) – проект "Не игрушки!?"




Не игрушки!?

Государственная Третьяковская Галерея на Крымском валу
23 сентября 2009 – 8 ноября 2009


0рганизаторы: Государственная Третьяковская галерея и Фонд поддержки визуальных искусств Е. Березкиной "ЭРА"

При поддержке Фонда Общества поощрения художеств

Руководитель проекта: Ирина Лебедева

Авторский коллектив проекта: Кирилл Светляков, Кирилл Алексеев, Сергей Епихин, Алёна Рассказова при участии VP STUDIO Веры Погодиной

Игрушка – самый доступный и, вместе с тем, самый опасный материал современного искусства, способный обрушить любые культурные иерархии. Из маргинального атрибута в портретах романтической эпохи игрушка превратилась в пластический материал и, зачастую, в самостоятельное произведение в практике художников ХХ века. "Брошенную куклу" символизма подхватывают дадаисты и сюрреалисты, которые часто имплантировали игрушечные объекты в свои ассамбляжи. "Пространственные скульптуры" Калдера начинаются с его игрушечного цирка, казалось бы, предназначенного, только для приватных развлечений. В 1960-е годы с возрождением дадаистских практик художники поп-арта и группы "Флюксус" активно используют игрушку в своих атаках на парадигмы модернисткой культуры, неизбывно серьёзной, пафосной и коммерчески успешной. Для многих авторов игрушка становится самым радикальным вариантом дюшановского "рэди-мейда" и основным инструментом трансгрессии – перехода из одного контекста в другой. При этом игрушечный материал даёт художнику "презумпцию невинности" и позволяет почувствовать игровую природу искусства, захламлённую предметами полезной "взрослой" деятельности. Разрушение станковых форм, поражённых игрушечным "вирусом", приводит к появлению квазикультовых игрушечных объектов и алтарных композиций, включающих в себя игрушечные элементы. В последующие периоды происходит дальнейшая автономизация игрушечного материала, который окончательно приобретает статус "абджекта" (термин Юлии Кристевой), т.е. промежуточной формы между субъектом (художником и зрителем) и объектом (произведением искусства). Игрушка разрастается до масштабов скульптурного монумента, она способна не только манипулировать субъектами, но и заменить их собою в качестве идеального предмета потребления. Чтобы ни делал "человек играющий", он неизбежно приходит к созданию игрушек, которые становятся произведениями искусства или обретают художественный статус, чтобы на следующем этапе стать новой игрушкой для интеллектуалов-интерпретаторов и арт-диллеров. История искусства ХХ века, переполненная "не игрушками", кроме всего прочего, обнажает важнейшую проблему современного общества: это проблема инфантильной редукции, вызванной психоанализом, и, как следствие, проблему инфантилизации массового сознания.

Цель проекта – проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х до настоящего времени. Экспозиция начинается с макетов игрушек, разработанных в НИИ игрушки в 1930-е годы и не запушенных в массовое производство. Эти макеты имеют генетическую связь с традицией русского авангарда и одновременно напоминают нонконформистские ассамбляжи конца 1960-х1970-х годов. "Игрушечный" эпизод или целая "игрушечная" история имели место в практике многих русских художников. Это не случайно, поскольку в ситуации советской культуры с её репрессивной эстетикой, происходило постоянное вытеснение "нежелательной" художественной энергии в детские сферы, начиная с преподавания в детских художественных школах и созданием произведений, адресованных детям, будь то литература, книжная иллюстрация, кино, мультипликации и многое другое. Сама культурная политика подталкивала современных художников к работе с детских ресурсом. Кроме того, три поколения московских нон-конформистов существовали в тесных дружеских и семейных связях, что не могло не привести к "детским комплексам" и "детским" трансгрессиям у каждого следующего поколения по отношению к предыдущему. Эта проблема артикулирована в "игрушечной" практике группы "Инспекция Медицинская герменевтика" и художников её круга, определивших традицию последующего периода. В современном русском – как и западном – искусстве игрушка существует и развивается в диапазоне от ассамбляжного элемента до алтарных форм и масштабных инсталляций. Но существенные отличия наблюдаются в проблематике и характере интерпретации игрушечного материала. Обращаясь к игрушке, русские авторы крайне редко затрагивают тему сексуальности, и связанные с нею, темы насилия и потребления. Эти отличия обнажают границы культурных табу.

Участники:

• Павел Аксёнов
• Татьяна Антошина
• Сергей Ануфриев
• Владимир Архипов
• Фарид Богдалов
• Анатолий Брусиловский
• Герман Виноградов
• Александр Виноградов и Владимир Дубосарский
• Сергей Волохов
• Сергей Воронцов
• Римма и Валерий Герловины
• Елена Елагина и Игорь Макаревич
• Анна Ермолаева
• Константин Звездочётов
• Инспекция медицинская герменевтика
• Мария Константинова
• Георгий Кизевальтер
• Коллективные действия
• Николай Козлов
• Виталий Комар и Александр Меламид
• Вячеслав Мизин
• Ирина Корина
• Алексей Кострома
• Ростислав Лебедев
• Борис Матросов
• Диана Мачулина
• Игорь Мухин
• Ирина Нахова
• Аркадий Насонов
• Борис Орлов
• Георгий Острецов
• Николай Панитков
• Ксения Перетрухина
• ПМП (Пригов-Мали-Пригов)
• Лариса Резун-Звездочётова
• Кирилл Рубцов
• Александр Сигутин
• Виктор Скерсис
• Константин Скотников
• Леонид Соков
• Наталья Смолянская
• Витас Стасюнас
• Ростан Тавасиев
• Вера Хлебникова
• Дмитрий Цветков
• Мария Чуйкова
• Кирилл Шаманов мл.
• Игорь Шелковский
• Кирилл Шувалов
• Сергей Шутов
• Барбара Элиаск

Организаторы выставки благодарят Сергиев-Посадский музей игрушки, Музей советских игровых автоматов, галерею "Проун" и галерею XL за участие и поддержку в проведении выставки.


Игорь Шелковский. Посвящение пупсику. Ассамбляж. 1975. Государственная Третьяковская галерея






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования