Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.10.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Афиша GiF.Ru ::

24 сентября – 1 ноября, Москва – Третья Московская биеннале современного искусства "Против исключения"
24 сентября 2009

// полностью...










18 сентября – 8 октября, Ravenscourt Galleries (Москва) – проект "GENIUS LOCI: Галерея"




Ravenscourt Galleries

приглашают Вас на открытие выставки

"GENIUS LOCI: Галерея"

18 сентября 18-00

Участники: Игорь Битман, Надежда Бушенева, Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Наталья Зинцова, Тимофей Караффа-Корбут, Андрей Кузькин, Таус Махачева, Сергей Огурцов, Валерия Олейник, Анна Орехова, Полли (Ольга Пузанова), Александр Повзнер, Ксения Сорокина, Александра Сухарева, Анна Титова, Валентин Ткач, Анастасия Юон, "Проект 3арт" (Алексей Подкидышев, Игорь Чиркин).

Кураторы: Наталья Самкова, Татьяна Малова

Адрес: Гагаринский пер., 35
тел: +7 495 233-06-33

Проект "Genius loci: Галерея" – история "взросления" художника. Первый факт биографии участников: все они – выпускники мастерской Иосифа Бакштейна в Институте проблем современного искусства. Факт второй: они же – обитатели сквота в типографии "Оригинал" в Хохловском переулке. Сдававшиеся за условную плату мастерские в "Типографии" заселялись и обживались молодыми художниками. Вначале их связывало только место, отсутствие денег и острая потребность в искусстве. Со временем коммунальное пространство стало очагом "другой" культуры, центром нового сообщества, скрепленного ощущением неразрывности творчества-бытия. А потом маргинально-утопичных художников выселили. Но отблагодарить место они успели – выставкой "Genius loci" 2007 года. Лишившись помещения, сохранили "артельный" дух и ощущение причастности к арт-комьюнити. Вот только поле взаимодействия больше не фиксировал адрес.



Настоящая выставка – попытка объединить все тех же персонажей под одними сводами, предложив им иные обстоятельства. Проект "Genius loci: Галерея" – новая ступень восхождения художника, преодолевшего этап ученичества и сквота. Ступень, обнажающая амбиции авторов и их готовность к выходу на "взрослую" сцену. На смену спонтанному творчеству и стихийному существованию неизбежно приходит стратегия, – цена за вступление во "взрослое". Вливание в общий художественный процесс немыслим без контакта с арт-институциями. Вот и сейчас такой институцией становится галерея, которая моделирует тот самый диалог. У членов сообщества нет больше коллективного алиби. Каждому предстоит сформулировать свое отношение к существующей системе соглашений, кураторства и прочих конвенций. Задуматься о необходимости вписываться в рамки. Об условиях, диктуемых иерархической структурой, в которой предстоит определить свое место. В общем, о границах "заданной свободы" художника внутри институций.

Выставка продлится с 18 сентября по 8 октября

КОНЦЕПЦИЯ

Мотивы сиквела, звучащие в названии проекта, формулируют его ретроспективную составляющую. Действительно, участвующие персонажи взаимодействуют не впервые. Стартовой площадкой коммуникации стала мастерская Бакштейна в ИПСИ (Институт проблем современного искусства). Следующую ситуацию диалога предложил формат сквота в "Типографии" (типография "Оригинал" в Хохловском переулке), резюмировавшего свою историю масштабным фестивалем "Genius loci". Распрощавшись с мастерской-коммуной, молодые художники встали на стезю индивидуального творчества. Нынешняя выставка в рамках Третьей Московской Биеннале пытается воскресить былую арт-общность на актуальных позициях и основаниях. Вновь сталкивая художников на одной площадке, проект намерен разоблачить и исследовать пространство идентичности каждого из фигурантов, поставив перед ними вопрос адекватности соучастия в общем художественном процессе.

Проект "Genius loci: Галерея" – новая ступень восхождения молодого художника, преодолевшего этап ученичества и "артели". Ступень, обнажающая амбиции авторов и их готовность к выходу на "взрослую" сцену. "Духи места" сквота несли охранительные функции, гарантируя определенный герметизм и невмешательство извне. Они же обеспечивали свободу самоопределения, инспекции своих ресурсов и возможностей на почтительном удалении от системы соглашений, стажировок, институтов, кураторства. "Genius loci" галереи несвойственны функции оберега. Отчуждение художника от привычных обстоятельств умышленно провокативно. Успешность ориентирования в предложенных рамках станет индикатором его жизнеспособности в арт-сообществе, упрочивающем свою архитектонику все более жесткими конвенциями. Таким образом, выставочное пространство окажется зоной адаптации, "перевалочным пунктом" из "местечкового" в "международное". Тем самым сакральным местом, где совершается обряд инициации, высвобождения из оболочки локального существования.

"Заданность свободы" может оказаться поводом к рефлексии на предмет контекста собственного же творчества. Ситуация постарта актуализирует проблематику осмысления себя на территории искусства. У художника нет больше "коллективного" алиби. Каждому придется ответить на вопрос о доминантном гене личного "арта", об учителях-кумирах-ориентирах-конкурентах, о способах своего взаимодействия с историческим. А также – встроить себя в ассоциативный ряд и обозначить приоритеты, не уклоняясь от выявления преемственности. Интроспекция всегда подразумевает элементы прозекторской отрешенности и интеллектуального садизма, направленного прямиком на себя. Но без выяснения границ того самого пространства идентичности вступить на передовую линию новой культурной эры-формации не удастся.

Каких еще откровений и преображений можно ждать от участников? Реформирование статуса объединяющей среды неизбежно порождает сдвиги в "геометрии" творчества, обретения новых языковых кодов и координат. Сквоттерская культура – особый поэтический дискурс слияния жизни с искусством, неразрывность отождествления творчества-бытия, в котором укоренены ферменты спонтанности и инстинктивности, движения по наитию. Переход на персоналистические позиции требует ревизии образа артикуляции. Современный художник, генетически преодолевший модернистскую пассионарность и теоретизирование постмодернизма, вынужден мыслить стратегически. В фокусе выставки – заострение и фиксация парадигмального скачка, совершаемого автором, – от спонтанности к стратегии как способу самоосуществления.

Вынужденная институализация – это еще и трансгрессивный акт, испытующий устойчивость лексики. Меняются ли способы репрезентации в ситуации смены декораций, когда цементный пол мастерской преображается в начищенный паркет галереи? Когда стихийное начало вытесняется артистическим жестом? Стоит ли искать семантические расхождения арт-объектов, некогда воплотивших дух и идеологию сквота, и нынешних экспонатов, заявленных к показу? Выставка в предлагаемых обстоятельствах – еще и выявление готовности художника к музеефикации своего искусства.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования