Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 25.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Афиша GiF.Ru ::

24 сентября – 1 ноября, Москва – Третья Московская биеннале современного искусства "Против исключения"
24 сентября 2009

// полностью...










20 сентября – 18 октября, ПRОЕКТ_FАБRИКА (Москва) – проект "Гастарбайтеры духа"




Гастарбайтеры духа

ПRОЕКТ_FАБRИКА
20 сентября 2009 – 18 октября 2009


Куратор: Мария Сигутина
Художники: Владимир Анзельм, Александр Сигутин
Партнер: ПROEKT_FAБRИКА

ГАСТАРБАЙТЕРЫ ДУХА

Все в этом проекте наводит на поиск скрытых символов. Тема, которую он поднимает, – духовный подвиг художника и его место в системе ценностей современной культуры, в которой духовное подается в формате "фаст-фуд". Как относиться к подвижникам от искусства сегодня, в эпоху торжества художественного дизайна, по выражению Холла Фостера?

Александр Сигутин с начала 1990-х во многих своих проектах исследует возвращение православного чина в постмодернистскую современность. Искусство Владимира Анзельма характеризуется постоянной рефлексией о его немецких корнях, об исторических путях возвышенного и грозного германского духа. На выставке художники показывают: один – картины, другой – скульптуры, что создает экспозиционный контраст жанров. Объединяющее пластическое начало экспозиции – черный цвет, столь важный для современного искусства.

Тон задают работы Сигутина. Без них объекты Анзельма можно было бы трактовать вне христианских аналогий. Живопись Сигутина из серии "Прориси" недвусмысленно отсылает к русскому религиозному искусству. На больших белоснежных холстах в легких вьющихся линиях Бердсли или Пикассо представлены бестелесные фигуры героев-праведников (Святого Георгия, святых Бориса и Глеба) и евангельских персонажей (Богоматери, Иоанна Крестителя, Симона Киринеянина и др.). Они узнаются не только по очертаниям их фигур, но и по местоположению в канонических сценах, например "успения Богоматери". Прибегая к стилю наброска, художник ставит вопрос о легитимности существования традиционной иконописи в актуальной современности.

Появившиеся в рамках самостоятельных "германских" проектов, работы Анзельма, скульптуры, склеенные из осколков антрацита, рядом с Сигутиным приобретают определенный символический пафос. Угольный череп воспринимается как кость прародителя Адама, большой ключ причудливого очертания, как ключ от райских врат Апостола Петра, а меч, как карающее оружие в руке Архангела Михаила. Черный цвет придает выставке особую эмоциональную тональность. Кажется, что изображения – результат творчества не живого мастера, а негасимого трансцендентного огня, какого-то сюрреалистического газового сварщика. И в то же время в образах выставки ощущается волнующий потенциал духовного горения.

Какова же роль художников в этой вечной духовной перестройке, на грандиозной стройплощадке символического порядка? Едва ли самая главная... Они привлекаются к черновой работе, ко всякой там топке и сварке. Как-то выходит, что никто из служащих по духовному ведомству, аристократов духа, не хочет работать с неугасимым огнем. В этом смысле художников, взявшихся за этот специфический труд, и можно назвать гастарбайтерами духа.

Константин Бохоров









Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования