Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

13 апреля – 11 мая, музей-квартира Ф.М.Достоевского (СПб) – Павел Зальцман (1912 – 1985) "Идущие через ночь"

13.04.2009



Идущие через ночь. Живопись и графика Павла Зальцмана.

Выставка Павла Зальцмана (1912 – 1985) в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского – первый персональный показ его работ в Санкт-Петербурге. В этом городе – тогда еще Ленинграде – произошло его формирование как художника, писателя, теоретика искусства. Вторая – и большая по времени – часть жизни была им прожита в Казахстане, который дал ему возможность физически выжить, стал благоприятной средой для творчества. Но личность Павла Зальцмана, безусловно, сложилась в Ленинграде 20-30-х годов, в его неповторимой и насыщенной драматическими перипетиями атмосфере. И то, что Зальцман, фактически, оказался вычеркнут из творческой истории этого города, трагично не только для него самого – на наш взгляд, это большой пробел в богатейшей и сложной истории искусства и литературы этого периода. Надеемся, этот пробел будет постепенно заполнен. Эта выставка есть и дань уважения к городу, столь важному для художника, и первое ознакомление зрителей (и читателей) с новым, интереснейшим художественным феноменом.

Экспозиция сформирована из работ, хранящихся в семье художника. За последние два года в Москве состоялись две персональные выставки П.Я. Зальцмана – в Третьяковской галерее (осень 2007 года, ретроспектива) и Литературном музее (май 2008 г., "Иллюстрации времени. Графические фантазии Павла Зальцмана"), две крупные выставки с его участием – в музее Востока (выставка "Москва – Иерусалим – Средняя Азия", лето 2008 г.) и галерее на Солянке ("В Бухаре пускают змея" в рамках фестиваля "Роза Мира", ноябрь 2008 г.). Данная выставка, не претендующая на ретроспективность, сосредоточена, по преимуществу, на ленинградском периоде творчества Зальцмана. Экспонируемые работы дают представление о становлении творческого почерка художника – начиная с ранних рисунков конца 20-х – начала 30-х годов, свидетельствующих об интересе к модерну и кубизму. Особое место занимают романтические пейзажи Ленинграда. С 1929 года Зальцман становится учеником Павла Филонова и работает по канонам аналитического искусства. Штудии, созданные в это время – и небольшие рисунки карандашом, тушью и чернилами, и фундаментальные акварели, – тщательно следуют филоновским принципам предельной "сделанности". Зальцман был солидарен с Филоновым в непризнании каких-либо специальных подготовительных работ, эскизов или набросков, считая, что каждый акт прикосновения художника к листу бумаги должен вылиться в законченную вещь. Для него наиболее существенным в творчестве и теоретической концепции Филонова была интеллектуальная напряженность художественного процесса. Аналитический подход к "деланию" картины Филонов понимал как параллель анализу строения материи на клеточном, молекулярном уровне. Картина – это своеобразный организм, аналогичный природному, основанный на живом взаимодействии мельчайших единиц. Исходя из этого, в акварели Зальцман работает "сухой кистью", плотно формируя изображение небольшими мазками; в черно-белой графике – столь же мелкими штрихами пера с тушью, позволяющими моделировать сложный нервный контур и объем, впрочем, часто прерываемый ошеломляющими лакунами чистой белой бумаги.


Павел Зальцман. Опыты. 1981

На выставке будут показаны также несколько живописных полотен 30-х годов – романтических и тревожных.

Основной блок дополняют графические работы 50-х – 80-х годов, созданные уже в Казахстане, где после эвакуации и ссылки Зальцман остался до конца жизни. Это гротескные фигуративные листы и пейзажи – мрачные фантастические конструкции и руины. Но есть и иная линия – акварели-панно, изысканно-красивые, но от того не менее драматичные.

Сильно сказалась на всём творчестве Зальцмана его страстная любовь к Возрождению, особенно северному. Реминисценции из немецкого романтизма вносят дух нежной красоты и гармонии в подчас трагическое звучание его работ.

Павел Зальцман шел в своем творчестве собственной дорогой, оставаясь в одиночестве, не вписываясь полностью в стилистические концепции ни первой, ни второй волны авангарда, молчаливо сопротивляясь прессингу соцреализма, не солидаризируясь – в плане художественных стратегий – даже с интеллектуально и социально близким ему андеграундом. В выставках он почти не участвовал, поскольку его работы категорически не вписывались в советские художественные стандарты (пусть и неоднократно менявшиеся на протяжении жизни Зальцмана).


Павел Зальцман. Он еще поживет. 1945

Что касается его литературного наследия, которое не уступает по значимости изобразительному творчеству художника, то оно только сейчас начинает осваиваться и публиковаться. Литературовед Илья Кукуй в каталоге к выставке в Литературном музее пишет: "Если в живописи от П. Филонова Зальцман берет в первую очередь представление о картине как о "сделанной вещи", что обязательно предполагает аналитизм и проникновение в сущность духовной природы человека – его лик, то экспрессию и апокалиптичность своего учителя <...> Зальцман переносит в литературу". Абсурдистский пласт, имеющий корни отчасти во влиянии обэриутов, на чтениях которых Зальцман бывал; экспрессионистическая, а иногда и гиньольная манера, органично соседствующая с зощенковско-фарсовой линией; влияние немецких романтиков (особенно Гофмана и Клейста); русская литература XIX века с его любимыми Гоголем и Достоевским – вот основные компоненты, переплав которых и определил характер литературного творчества Павла Зальцмана. Он создал уникальный стиль, сплавленный из многих элементов, стоящий особняком даже среди генетически близких ему явлений.

Возвращение творчества Зальцмана в город, где он сформировался как художник и как писатель, кажется нам не только исторической справедливостью, но и восстановлением немаловажного звена в цепи событий художественной жизни Ленинграда – Санкт-Петербурга. Эта выставка даёт возможность узнать Зальцмана – художника и писателя, и не только поставить его в контекст искусства ХХ века, но и обозначить его место в художественной истории города.

Открытие состоится 13 апреля в 17.00, по адресу: музей-квартира Достоевского, Кузнечный переулок 5/2
Выставка работает с 14 апреля по 11 мая 2009 года

Павел Зальцман. Группа в автопортретом. 1937




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования