Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru

Вернуться к ленте

7 апреля – 4 мая, Словацкий институт (Москва) – выставка "Братский взгляд. Советский Союз и Россия в фотографиях Юрая Шаймовича, Карола Каллая и Алана Гижи"

7.04.2009



Министерство культуры Словацкой Республики
Посольство Словацкой Республики в Российской Федерации
Словацкий институт в Москве
Центрально-Европейский Дом фотографии, Братислава
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Министерства культуры Российской Федерации
Центр "Культура визуального"

представляют

выставку
"Братский взгляд.
Советский Союз и Россия
в фотографиях
Юрая Шаймовича, Карола Каллая и Алана Гижи"
из цикла "Словацкая фотография XX-XXI веков"

Центрально-Европейский Дом фотографии вторую выставку из цикла "Словацкая фотография XX-XXI веков" собрал из произведений разных поколений фотографов-словаков, снимавших три периода нашей истории: известный кинооператор и фотограф, работавший в документалистике, Юрай Шаймович снимал в Москве до 68-го года, в пору фильмов "Я шагаю по Москве" и "Берегись автомобиля"; Карол Каллай, бывавший в СССР неоднократно, представлен репортажем "Bolshe Vita", сделанным по заказу журнала Stern в 1987, в разгар перестройки; и, наконец, активное поколение нынешних сорокалетних фотожурналистов Словакии – Алан Гижа, для которого экзистенциализм собственной жизни отражается в зеркале современной России.
Хотя Шаймович и Каллай по возрасту – люди одного поколения, у них разные взгляды, разное мироощущение: Шаймович, человек мира притчевого кино, – поэт, за радостным фасадом "очарования столицы" угадывающий ее лирическую, и потому грустную поэзию. Каллай – художник крупной формы, если он берется за тему, то пишет широкими мазками; для создания настроения в своих фоторепортажах он выбирает полюса эмоций, возрастов, социальных групп; в одной истории он сталкивает стариков и молодых маргиналов, художников и ветеранов войны, подростков из подъезда и бурную, безразличную к отдельным людям уличную жизнь. Гижа по духу близок Шаймовичу: будучи новым европейцем, фотографом, принадлежащим современному общеевропейскому сословию фотожурналистов, где смешались разные традиции, – неореализм и модернистский пуризм, гуманизм шестидесятников и поздняя эстетика отстранения разочаровавшихся концептуалистов, – Алан Гижа тоскует и находит сюжеты безвременья, которые сходны во все эпохи.
И, хотя сюжет у трех авторов один, Россия, каждый из фотографов интонирует ее очень лично, знаки времени в новой аранжировке сочетаются с настроением каждого из них. Фотографы тоже люди, как те, кого они снимают. Наверное, это и привлекает нас, зрителей, рассматривающих как "они" – чужие с камерами, предстают такими же живыми, переменчивыми, как мы – персонажи перед их объективом.


Алан Гижа. Поселок Ноглики, Сахалин. 1998

Открытие второй выставки цикла: 7 апреля 2009 года в 19.00, Словацкий институт в Москве, 2-я Брестская, 27. Телефон для справок и аккредитации 956 4928. Выставка открыта по 4 мая 2009 года с 10.00 до 19.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Об авторах выставки:

Юрай Шаймович (Juraj Sajmovic, род. 1932, Пиештяны). В 1951-1955 годах учился по специальности "фотограф" в Высшей школе художественных ремесел в Братиславе, в 1956-1962 годах – кинооператорскому мастерству в Пражской академии искусств FAMU. Снял десятки теле- и кинофильмов, получил ряд наград за операторское искусство.

В пятидесятые годы творчество Юрая Шаймовича и других молодых авторов выстроило новый вектор развития словацкой фотографии. Обратившись к поэтическому экзистенциализму города, они насытили свои работы новыми мотивами, сменившими схематическую пропагандистскую картинку на образы осенней меланхолии, заброшенных кладбищ, солнечных бликов старого города и хрупких влюбленных. Позднее в его творчестве проявилось стремление к символике, которая в своем крайнем проявлении приближалась к сюрреалистической традиции словацкой и чешской фотографии.


Алан Гижа. Сахалин. 1998

Карол Каллай (Karol Kallay, род.1926, Чадца). Каллай не получил академического образования в области фотографии, зато учился самостоятельно; в середине сороковых годов он многое воспринял от старшего коллеги Яна Лукаса, но позднее выбрал свой путь, который привел его к славе, теперь его называют самым известным словацким репортером ХХ века. Кредо Каллая – гуманизм в фотографии. Он ищет момент, который бы заключал в себе знание события и выражал восхищение человеком. За более чем пятидесятилетний путь в фотографии он выпустил десятки книг, среди самых известных – публикации о Нью-Йорке, Москве, Токио, Лос-Анджелесе, Мексике, Албании...

Алан Гижа (Alan Hyza, род.1964, Левоча). Гижа начал свой путь в фотографии, будучи студентом факультета естественных наук университета Коменского в Братиславе, потом работал фотографом в изданиях Vecernik, Praca, Sme, Pravda. Дольше всего – до 2005 года – сотрудничал с еженедельником Plus 7 dni, у которого самый большой тираж в Словакии. В настоящее время Гижа – независимый репортер.

Гижа принадлежит к группе молодых репортеров, которые сформировались в девяностые годы. После падения коммунизма в 1989 году, во времена свободы, эта фотографическая молодежь стремилась вернуть репортажной фотографии этический пафос. Новые авторы нарушили действовавшие до них запреты на обращение к темам церкви, бедности, этнических меньшинств, не боялись критически выражать свое отношение к различным национальным мифам. Для Гижи характерно пристальное внимание к трагическим темным проявлениям цивилизации.

Кураторы выставки: со словацкой стороны – Вацлав Мацек (Vaclav Macek), директор Центрально-Европейского Дома фотографии, с российской стороны – Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева.
Директор Словацкого института в Москве – Петер Бирчак (Peter Bircak).


Юрай Шаймович. Русские. Загорск. 1967




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования