Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 24.11.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Афиша GiF.Ru


Вернуться к ленте

24 марта – 10 мая, галерея "Проун" (Москва) – выставка Панаса Ярмоленко (1886-1953)

24.03.2009



Галерея ПРОУН совместно с галереей РОДОВИД (Киев),
Украинским Центром Народной культуры "Музей Ивана Гончара" (Киев)
и Мультимедийным комплексом актуальных искусств (Москва)

представляют в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии 2009"

выставку выдающегося украинского художника
Панаса Ярмоленко (1886-1953).

В экспозицию войдут 25 живописных произведений Ярмоленко, а также фотографии начала и середины ХХ века.

Открытие: 24 марта 2009 г.
Сроки проведения выставки: 25 марта – 10 мая 2009 г.

Организаторы проекта выражают благодарность Константину Григоришину за поддержку проекта.

Панас Ярмоленко родился в 1886 году в селе Малая Каратуль, расположенном неподалеку от Переяславля. Происходил он из многодетной крестьянской семьи. О его обучении живописи мало что известно, хотя по некоторым (правда, не вполне достоверным) сведениям рисованию он учился в Переяславле. Во время Первой мировой войны Панас вместе с братом Архипом был призван в русскую армию и служил на фронте фельдшером. В 1917 г. Ярмоленко женился и перебрался с семьей в Переяславль, где прожил десять с лишним лет. Живописец работал в местном художественном клубе, а также преподавал рисование в школе. Наиболее ранние из известных нам работ мастера датированы концом 1920-х гг. Уже тогда обнаружился особый интерес Панаса Ярмоленко к портретному жанру. Художник создавал детские портреты, запечатлевал горожан, неоднократно писал автопортреты. Однако наиболее плодотворным для Ярмоленко стал период после его возвращения в Малую Каратуль. Наибольшее количество работ было создано в 1932-1945 гг. Именно тогда Панас Ярмоленко обратился к жанру группового портрета. На своих полотнах он изображал своих родственников – представителей семей Ярмоленко и Чередниченко, – и односельчан. Художник запечатлел буквально всех жителей Малой Каратули, а также обитателей близлежащих сел, которые мастер обходил в поисках заказов, причем недостатка в последних не было: по свидетельству Ольги Набот, племянницы Ярмоленко, "почти в каждом доме висели портреты".



Портреты Ярмоленко, исполненные невероятной серьезности и строгости, напоминают о жанре парсуны, первого и наиболее пластически разработанного вида светского искусства, появившегося в России и на Украине в 17 веке. Изображения на парсунах создавались для "вечности", памяти у потомков, призванные свидетельствовать о славной жизни и делах портретируемых. Подобным образом персонажи Ярмоленко предстают в предельно собранном, "финальном" состоянии, как будто на пределе сосредоточенности, очищенные от бремени каждодневной суеты. Здесь, как перед фотообъективом в провинциальном фотоателье, люди избавляются от течения времени, и даже бытовые детали (одежда, предметы, типичный украинский сельский пейзаж) приобретают символическое значение.Интересно, что Ярмоленко при работе над холстами часто использовал фотографии, буквально реализуя позднейшие фотореалистические принципы, однако здесь дело не в точности портретного сходства и достоверной передаче черт героя: фотография становится средством обнаружения внутренних свойств человека, она превращается в действенный инструмент физиогномики, способный зарегистрировать мельчайшие изменения, выявить подлинное состояние персонажа.

Панас Ярмоленко скончался в мае 1953 г., и вместе с ним прошла мода на сельские портреты. Если в 1930-1950-е гг. стены деревенских домов повсеместно украшались картинами, в 1960-х гг. предпочтение стали отдавать красочным вышивкам. Старые портреты, которым не нашлось места в новых хатах, как правило, оставались в обветшавших домах.

Адрес: ВИНЗАВОД. Центр Современного Искусства. 4-ый Сыромятнический
переулок. Д.1. стр.6. тел.916-09-00






















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования