первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




события >> симпозиумы
Кемерово




  «Новые тенденции современной культуры» - 2000  

Илья КУКУЛИН
Электронно-визуальные просветления в центре Сибири

Научно-практический симпозиум "Новые тенденции современной культуры" проводится в этом году в Кемерово в двух-с-половинный раз. Первый раз - соответствующий фестиваль весной 1999 г., а полуторным разом, так вышло, стала кемеровская часть фестиваля "Культурный герой XXI века" в ноябре 1999 г.; фестиваль этот можно обзывать гельмановским или кириенковским, но факт в том, что это в самом деле было очень масштабное событие в мире независимого и новаторского искусства. Что касается "научно-практического симпозиума", то это не симпозиум, а скорее фестиваль с познавательно-исследовательским уклоном. На стенах - международная (Чили, Италия, Чехия, США и др.) выставка мэйл-арта. Днем всякие чтения - но часто с уклоном в научную акционность, познавательное шоу - и тематические показы видео-арта (Москва, Питер, Италия, Англия, Новосибирск, Красноярск) с комментариями. Вечером - какое-нибудь могучее видео-музыкальное событие и выступления авангардистских балетных групп. Ночью - дискотеки с лучшими DJ Кемерово и Новокузнецка (крупнейший город Кемеровской области, с населением под миллион, больше самого Кемерово). Причем все это, что очень важно - части одной программы. И это не приводит ни к опошлению научных разговоров, ни к засушиванию дискотек. И то и другое - по-разному увлекательно, иногда бывают замедления темпа, иногда сгущения, но в целом - драйвово.

Отчасти это происходит потому, что в Сибири многие творческие люди - интеллигенты в первом поколении; традиция независимого искусства очень небольшая, а растет оно сильно, прямо на глазах. Актуальное сибирское искусство сильно ориентируется на новые виды искусства - видео-арт, компьютерное искусство, авангардная электронная музыка... Ди-джеи - во многом сюда же: например, в Красноярске именно ди-джеи выпускают журнал "Ликбез", аналог московской "Афиши", в котором поэт и видео-артист Игорь Смирнов регулярно публикует рядом с новостями клубной музыки и модных магазинов просветительские статьи про Чарлза Буковски и про С.Ануфриева с П.Пепперштейном. Из того же журнала я узнал, что красноярские DJ регулярно присуждают профессиональную премию по нескольким номинациям: лучшая party красноярскими силами, лучшая party с участием гостей, лучший DJ и др.

Но дело не только в общесибирских особенностях, но и в культурной уникальности собственно Кузбасса. Известный музыкальный продюсер и критик Андрей Борисов (www.m21.ru) включает Кузбасс (Кемерово плюс Новокузнецк) в число важнейших новых центров электронной музыки в России; другие два - это Ижевск и Калининград.

С Калининградом из Кемерово связываться уж больно далеко - билеты так дороги, что спонсорских денег не хватает. А с Ижевском в этом году получилось: приехал электронный коллектив "Бурундук квартет" и певец из группы "SODA".

В Сибири проходят разнообразные фестивали нового искусства: например, в Новосибирске художник и видео-артист Дмитрий Булныгин проводит уникальный, не имеющий мировых аналогов конкурс видео-арт-работ длиной меньше 60 секунд (посмотреть присланные на этот конкурс видеофильмы можно по адресу: www.inart.newmail.ru, а прочитать условия конкурса - www.inart.newmail.ru/esf.html). Уникальность кемеровского фестиваля - в соединении нескольких видов искусств, научных обсуждений и практических круглых столов (нынешний, 2000 г., фестиваль закончился круглым столом о перспективах PR-обеспечения культурных акций в Сибири, - докладчиками были ведущие сотрудники новосибирского PR-агентства "Депо"), и это соединение дает очень живое и нетривиальное поле, в котором знакомятся и общаются люди. По аналогии с этим фестивалем в этом году попробовали провести "междисциплинарный" фестиваль в Новокузнецке (организаторы - Дмитрий Кравчук, Роман Корниенко и другие) - получилось.

Кемерово - город университетский. Хотя университет в нем молодой, но студентов в нем много и он заметно влияет на самоощущение города. В значительной части сила фестиваля в том, что его организаторы (Ольга и Вадим Горяевы, Игорь Давлетшин и другие) - люди университетские и нашли общий язык с руководством университета и некоторыми бизнесменами и государственными менеджерами, что сделало возможным регулярное проведение фестиваля в студенческом клубе (а это значит - выход на студенческую аудиторию). И опять же про университетских людей: археолог Вадим Горяев показал на фестивале видео-арт-работу с собственными стихами, а под утро, среди других DJ, - DJ'скую программу "Плохих йогуртов не бывает", а Давлетшин провел DJ'ский сет "Не надо плакать".

После фестиваля Давлетшин написал очень содержательные заметки о его музыкальной части. Так как я в музыке не специалист, а написать про фестиваль нужно обязательно, - временами я буду предоставлять слово глубоко понимающему Давлетшину (большое ему спасибо за мгновенное предоставление текста заметок).

В разных городах центрами некоммерческой и независимой культурной жизни могут стать разные виды искусства. Например, в Иваново (или еще, кажется, в Саратове) центром искусств является литература. В Иваново выставки художников собираются вокруг выступлений поэтов, и художники, общаясь с поэтами, сами начинают писать очень неожиданные тексты (Светлана Кузьмичева или Ольга ФЦ). В Кемерово центром культуры, как уже сказано, становятся представители видео-арта, электронной музыки и компьютерного искусства. Поэтому бОльшая часть выступлений оказалась так или иначе акционной.

Одна из самых известных и интересных музыкальных групп Кузбасса - это новокузнецкий электронно-авангардный дуэт "Fractal Heads" - Дмитрий Кравчук (Новокузнецк) и Сергей Малкин (Кемерово). На симпозиуме 2000 года они выступали по отдельности, каждый со своим сайд-проектом, хотя подтвердили, что дуэт существует и будет работать вместе и дальше.

В первый полный день, 26 мая, центральным событием стало, кажется, исполнение произведения С.Малкина "Пустоты". Как говорит сам Малкин, это эмбиент, пространственная музыка - "вероятно, старой школы", поскольку основная часть музыкального материала подготовлена два или три года назад. В этом году Малкин переслушал материал и решил показать его на фестивале, а к нему сделал необычайно стильный, гипнотический видеомикс из современных документальных фильмов и собственных съемок в заброшенных индустриальных помещениях.

"Я переслушал еще раз это произведение и понял, что это навевает на меня ощущение неких пространств," - сказал Малкин в беседе с автором этих строк.

Эти медленно открывающиеся многопудовые щеколды, странные пустые подоконники огромных окон и т.п. переслоены сценами из "Европы" Ларса фон Триера и английского фильма о новом индийском искусстве: несколько танцовщиц в каком-то зале в высотном доме, в современном европейском мегаполисе импровизируют, сочетая элементы индийских танцев и современного авангардного балета. Все черно-белое, чуть тонированное в серо-голубой (при составлении микса Малкин также изменил ритмы видеоряда и пр.). Работа Малкина произвела впечатление внутренне значительного, напряженного, масштабного произведения.

После трансиндустриальных медитаций Малкина началась вечеринка "Urban Siberian Spring", тоже непростая, но более веселая. Сначала выступил рэппер Юрген из Красноярска, который умеет извлекать звуки из всего (в промежутках между своими лирическими скороговорками он, например, дул сквозь два вложенных друг в друга наперстка, между которыми была проложена вибрирующая полоска бумаги; предмет громко и мелодично гудел на разные лады в синкопированных ритмах), потом - известный, а в Кемерово, кажется, почти культовый новосибирский дуэт "Nuclear Losь" - с программой "Кручечембоги". Дуэт - Антон Трубица и Аркадий ХлОбыстов - в данном случае выступал как ди-джеи, точнее, создавал свою музыку в виде ди-джейского микса (Трубица при этом временами пел мрачную мантру "круче чем боги - ебаный дядя"); при этом с ними работал живой барабанщик Алик Ловелин. "Nuclear Losь" существует уже около десяти лет, на ранних стадиях играл индастриал (пьесы того периода включены в сборники, вышедшие в Калифорнии - в частности, "Сибирский экстаз"), потом перепробовал множество стилей и сотрудничал с самыми разными музыкантами (Антон Трубица в шутку даже называет "Лосей" продюсерским дуэтом). В частности, на "Культурном герое XXI века" они работали с джазовым саксофонистом Владимиром Тимофеевым, сейчас готовят программу с джазовой певицей. Насколько я могу судить, в музыке "Лосей" сочетаются такие далекие вещи, как новый джаз и электронный авангард. Получающаяся в результате музыка сложна и многослойна, но при этом очень динамична и обаятельна. Гости фестиваля с удовольствием танцевали под нее или, собравшись у эстрады, смотрели на тонкую игру Ловелина. Однако сами "Лоси" не считают свою музыку танцевальной, - просто вот такая она непосредственно обаятельная - хотя Трубица в своем ехидном тоне и заметил в беседе со мной: "Может быть, для определенной группы интеллектуалов это уже танцевальная музыка..."

Тем не менее, по словам И.Давлетшина, "временами это был почти big-beat, с публикой в состоянии экзальтации, обступившей музыкантов, с интеллигентнейшим музыкантом Аркадием, по собственному признанию впервые в запале сорвавшим майку с торса, с другим музыкантом и главным frontmаn-ом, - Антоном, улыбавшимся как-то по-особенному довольно и хищно, с атмосферой, пронизанной почти видимыми флюидами избыточного напряжения и огромного удовольствия, всеобщего и всеохватного".

На второй день состоялось самое впечатляющее музыкальное событие фестиваля. Первоначально оно было заявлено как демонстрация нового проекта Дмитрия Кравчука "Dust. IALN17", выполненного вместе с совсем молодым (лет 20 с небольшим) новокузнецким электронным музыкантом Евгением Бекешевым. Однако перед выступлением проект был дополнен: за ви-джейский пульт встал Сергей Малкин. Кроме того, ви-джейский пульт был соединен с видеокамерой, с которой работал Роман Корниенко - пожалуй, самый известный видео-артист и авангардный телевизионщик Новокузнецка (ведет на новокузнецкой телекомпании NOVO TV эстетскую и в то же время весьма живую программу "Дуван"). Музыка "Dust", несмотря на свое мрачное название, пожалуй, более легкая и разнообразная, чем сосредоточенные "Пустоты" Малкина, однако с использованием элементов мусульманских песнопений и муслим гауз, так что трансцендентная основа присутствовала в полный рост - а особенно, судя по эффекту. Дима и Женя начали играть, а на большой экран с ви-джейского пульта подавался микс из фильмов, в основном документальных про диких животных - и изображений играющих музыкантов в необычных ракурсах.

На этом дело не кончилось. Подключился авангардный импровизационный балет из Новосибирска "Вампитер". Танцевали рядом с экраном, иногда подражая движениям животных (незабываемая была сцена, когда юноша в черном легко и несильно взмахивал руками в ритм летящему орлу - очень точно, между ними возникла почти ощутимая связь). ЗабЕгали по залу Роман и добрый ангел фестиваля Павел Авдеев, переставили прожектора - и Роман начал снимать камерой то Диму с Женей, то танцующий "Вампитер".

Получившееся - длилось оно, кажется, больше часа - можно охарактеризовать как чудо. Формально вроде бы похожие вещи уже делались, но здесь было важно уникальное ощущение масштаба и сильнейшего драйва, которое от всего этого исходило. Искусство словно бы обрастало на глазах тысячью измерений, выходило в пространство немыслимой и меняющейся сложности.

После этого выступали люди из Ижевска - "Бурундук квартет" и "SODA". Точнее, "Бурундуки" выступили как трио: два человека на электронике и один с "живой" гитарой. Певец Виталий из группы "SODA" выступала с Аркадием Хлобыстовым из "Nuclear Losь" - поет он неплохо, но слишком похоже на Илью Лагутенко; при этом голос другой, существенно ниже, и другая, вполне богатая фактура голоса (да и внешне он скорее в жанре А.Васильева из "Сплина"); полагаю, что если бы он пел несколько иначе, это было бы еще интереснее (хотя и так слушать приятно). Вот как определяет ижеские работы Давлетшин:

"Самый известный ижевский проект "Бурундук Квартет", правда, не вчетвером, как следует из названия, а втроем, открывал одну из танцевальных вечеринок симпозиума. Стиль, в котором они играют, легче всего определить как post-easy-listening, с присущими стилю французскими семплами и сладкими мелодиями, хотя активное использование диско- и регги-ходов, не позволяют ограничить их программу рамками только easy, но делают ее более разнообразной, привлекательной для публики и пригодной для не-агрессивных и по возможности утонченных танцевальных движений. Главное, на что обращаешь внимание, при живом слушании Бурундуков, это то как, хорошо они звучат, "как с фирменного компакт-диска",- по определению одного из присутствующих. Другой ижевский проект, "Сода", вызвал среди публики споры. Уж как-то так случилось, что стоит человеку петь, в современной британской манере, как слышатся сравнения с "Мумием Троллем". Наверное, глубоко проник этот самый, далекий от темы наших рассуждений об актуальной музыке, Илья Лагутенко, в сердца слушателей (тут, вероятно, сыграла роль все-таки и перекликающаяся стилистика текстов - И.К.). В силу качественности исполнения, момента особого ожидания и расположенности университетской публики ко всему новому, ижевцы отыграли свои программы под аплодисменты и неожидаемые даже для самих музыкантов массовые танцы."

ПРОГРАММА СИМПОЗИУМА (2000 г.)

25 мая, четверг

19.00 открытие II научно-практического симпозиума НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ и международной mail-art выставки СХЕММА 2000

26 мая, пятница

12.00 публичная лекция "Современная Российская Поэзия", И.Кукулин, Москва

14.30 видео-показ итальянского видео-арта, И.Давлетшин, Кемерово

15.30 медиа-перформанc LINGUA APPOCALYPSE NOW, С.Колесников, Новокузнецк

17.30 видео-показ о фестивале НОВЫЙ ГОРОД, Р.Корниенко, Новокузнецк

18.30 видео-показ SPY &, И.Смирнов, Красноярск

21.00 концерт С.Малкин, Кемерово, a.k.a. DJ Mutant с программой ПУСТОТЫ

23.00 вечеринка URBAN SIBERIAN SPRING

Live: Nuclear Losь, Новосибирск, с программой КРУЧЕЧЕМБОГИ

Юрген, Красноярск

Dance: Вампитер, Новосибирск

DJ`s Ler!k, Новокузнецк, СТАНДАРТЫ ШУМА

М.Горданов, Кемерово, a.k.a Друг Человека, ВСЕ ЧТО ВАМ НУЖНО

С.Малкин, Кемерово, ЕСТЬ ЛИ В ДРУЗЬЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

В.Горяев, Кемерово, ПЛОХИХ ЙОГУРТОВ НЕ БЫВАЕТ

27 мая, суббота

13.00 видео-показ кузбасского видео-арта, И.Давлетшин, г. Кемерово

14.00 видео-показ видео-арта Москвы и Петербурга, Н.Палажченко, г. Москва

16.30 акция ПОЭЗИЯ UNIVERSALIS, С.Самойленко, Дм.Мурзин, Кемерово, М.Колотвина, В. Колотвин, Новокузнецк, И.Лощилов, Новосибирск, и др.

19.00 перформанс ПОЭТИКА ДИАФИЛЬМА И ТОПОЛОГИЯ БИОГРАФИИ, С. Лавлинский, Кемерово

21.00 музыкальный эксперимент Ретроспективные образы русской музыкальной культуры, Кемерово

вечеринка SWEET EASY CAKE

Live: Бурундук Квартет, Ижевск

Soda, Ижевск

Dance: II параллельная, Кемерово

DJ`s: Аркаша, Новосибирск, ОЛИМПИАДА 80

Валдис, Новокузнецк, 1-1,5 HOURs IN THE DISCO

Е.Коркин, Новокузнецк, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Demon, Кемерово, DISTANT LOVE

И. Давлетшин, Кемерово, НЕ НАДО ПЛАКАТЬ

28 мая, воскресенье

круглый стол СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, с участием представителей Кемерово, Новокузнецка, Новосибирска, Красноярска, Ижевска, Москвы.

ФУТБОЛ

В программе симпозиума возможны незначительные изменения.

Все мероприятия за исключением ФУТБОЛА пройдут в Творческой Гостиной КемГУ, 6 корпус, 1-й этаж, 23-33-03Подробнее - на сайте http://nova.kemsu.ru/










Gif.RU  |  Кемерово  |  симпозиумы


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования