первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




события >> проекты
Москва




  «Сделано»  

Алексей Булдаков, Павел Микитенко (группа "Радек")

В узко хозяйственном смысле современное общество дарует нам беспечное пользование всевозможными ресурсами - современными синтетическими материалами, такими как скотч, поролон, пенопласт... Безусловно, правильное использование этих новых материалов обеспечивает нам недостижимый ранее комфорт.

Технический прогресс дарует комфорт в обмен на нашу вовлеченность в процесс обустройства собственной жизни. Основной багаж знаний о мире составляют навыки "использования мира" - вместе с новыми хозяйственными средствами мы приобретаем эти навыки, которые канализируют наши способы познания мира, заставляя эти способы познания идти в ногу с техническим прогрессом. Опасность последнего, если быть кратким, заключается в том, что контролируется он не нами, а крупными корпорациями с их коррумпированностью капиталом и огромными отделами рекламно-мягкого принуждения.

Для многих выходом из этой ловушки является телесное отторжение техники вообще - так называемая технофобия. Другой распространенный вариант - бездумное использование и смиренное отождествление с ролью придатка материального мира.

Но есть еще кое-что:

Конструктивисты выдвинули идею о необходимости художественного творчества для каждого. Из этого следует отказ от услуг экспертов, от спекуляции на компетентности; дизайнеры, промоутеры, дилеры, имиджмейкеры... - эти тромбы кровеносной системы общества, отчуждающие нас от участия в общественной жизни, от любого усилия по ее преобразованию. Не случайно внимание конструктивистов во многом было направлено на преобразования быта, обыденной жизни. Это была попытка преодоления разделения на функциональность бытового и эстетичность художественного. Нам также близко понимание эстетики скорее как следствия изменению функциональности вещей, а не наоборот.

В условиях давления государственного репрессивного аппарата московский концептуализм предложил в чем-то схожую модель художественного творчества. В отличие от доминирующего сегодня произведения искусства "для выставки", для них артефакт скорее существовал в своем научном смысле: как результат экспериментального воздействия на некую среду, в данном случае, на среду их обитания. Артефакт, как результат экспериментального преобразования среды их непосредственного повседневного пребывания.

Также одним из основных нам кажется момент организации труда, столь часто безответственно упускаемый из виду при разговоре о "левом" искусстве и вообще при разговорах об альтернативных капиталистическому обществу проектах проживания. Ведь пока художественная деятельность и частная жизнь не будет высвобождена из объятия финансовых потоков, структурирующих это общество, говорить о левом проекте не приходится. Последние значимые достижения в этой области дают нам концепт группы-в-слиянии. Не вдаваясь в сложности возникающих с точки зрения шизоанализа эффектов внутри такой группы - эффектов, обеспечивающих альтернативную организацию желания, избавление от жесткой идентичности и иерархии - некоторые параметры ее возникновения можно описать. Группа-в-слиянии возникает, когда более одного индивида собираются или работают вместе, минуя цели обеспечения своего финансового благополучия или карьерного роста, или более радикально, - не ставя перед собой задач по достижению определенного результата.

В отличии и одновременно в продолжение того, что говорил о группе-в-слиянии Анатолий Осмоловский в конце девяностых (а он мыслил группу-в-слиянии как микрополитический инструмент макрополитического преобразования), мы воспринимаем макрополитику как то, в отношении чего Герберт Маркузе говорил: "мы должны освободиться от политики, которую не можем контролировать". Микрополитика же является той сферой, в которой мы можем быть реально активны, которую мы можем сами организовывать.

Итак, заканчивая краткий экскурс в историю культуры, можно резюмировать, что существуют три наиболее значимых для нас ориентира: конструктивистский проект, проект московского концептуализма и проект Анатолия Осмоловского, в частности, в аспекте групповой работы.

Если говорить ближе к проекту, то в плане его организации он не представляет собой работу "на заказ" - он существовал до, и мы надеемся, продолжит свое существование после выставки именно как взаимодействие индивидов, не ставящих перед собой конкретных целей. Или не желающих конкретизировать свои устремления, используя привычные коды означивания. Нам удавалось, по крайней мере, время от времени преодолеть разделение на работу и досуг, работу ради удовольствия и работу для заработка.

Что касается вообще ситуации репрезентации в галерее, то мы (как участники проекта "Сделано") в своей работе руководствуемся представлением о том, что при проведении некоммерческой выставки в галерее она предстает в качестве "музейной" (в смысле, например, антропологического музея) экспозиции, демонстрирующей нам иной возможный способ проживания. Наши работы можно воспринимать как следы, которые оставляет этот способ проживания при взаимодействии с материальным миром.

Возвращаясь к заявленной в первом абзаце проблематике, можно заметить, что одним из выходов из намеченного тупика является нефункциональное использование предоставляемых нам современной цивилизацией средств и материалов. Именно так мы поступаем со скотчем, изготовляя из него одежду для себя и своих друзей, в обход мнения экспертов в области ее проектирования и изготовления. И яркие цвета на этой блестящей одежде - не стремление угнаться за лоском глянцевых изданий, а попытка вернуть себе цвета, апроприированные масс-медиа, также как выход в этой одежде на улицу является попыткой вернуть себе город, а выставка в галерее - попыткой вернуть себе голос.










Gif.RU  |  Москва  |  проекты


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования