первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




события >> выставки
Москва





«Московская абстракция. Вторая половина ХХ века»


  «Московская абстракция. Вторая половина ХХ века»  

ПРЕСС-РЕЛИЗ

открытие - 24 января 2003 года в 16.00

пресс-конференция - 24 января в 14.00

Крымский вал,10.
Залы 38-43.

Выставка демонстрирует искусство абстракции в формах живописи, графики, скульптуры, пространственного объекта и инсталляции, представляя работы художников нескольких поколений, созданные в период с конца 50-х годов до начала нового века. Эта наиболее полная подборка произведений московской абстракции последних десятилетий ХХ века включает более 200 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи и частных собраний.

В России, на родине беспредметного искусства, абстракция была гонима победившим социалистическим реализмом, и на протяжении периода с конца 1930-х по вторую половину 1950-х годов не существовала как полноценное направление. В период "оттепели" вновь нарождавшиеся тенденции беспредметности стали наиболее радикальным выражением свободы творчества. Стимулами для развития абстракции явились Фестиваль молодежи и студентов, проведенный в Москве в 1957 году, и выставка американского искусства в Сокольниках 1959 года, на которых были представлены работы зарубежных мастеров абстракции. В Москве в эти годы появляются неформальные объединения художников, в которых беспредметному искусству уделялось значительное внимание, как "Лианозовская группа" (Евгений и Лев Кропивницкие, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин), или общавшиеся в одном круге Юрий Злотников, Олег Прокофьев, Владимир Слепян, Борис Турецкий. В творчестве этих авторов возникала преемственность с искусством русского авангарда Кандинского и Малевича, Ларионова и Татлина, а также диалог с современным зарубежным искусством. Кроме того, здесь осваивались актуальные идеи, например, влияние научно-технического прогресса. Для некоторых молодых художников абстракция была всего лишь одним из этапов творческого пути, другие, как Злотников или Мастеркова, посвящали ей всю жизнь.

После печально известной встречи участников коллектива Элия Белютина (также значительного практика и теоретика беспредметного искусства) с руководителями правительства во время выставки в Манеже в 1962 году клеймо "абстракционист" в устах власти стало признаком социальной отверженности творца. Поэтому в 1960 - 1970-е годы беспредметное искусство во многом сделалось уделом мастеров-одиночек, работающих в камерных форматах над проблемами чистых цвета и формы (Валерий Волков, Алексей Тяпушкин), или увлеченных метафизическими, духовными идеями (Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг). Появление в середине 1960-х годов группы "Движение" является новым этапом освоения коллективных, во многом утопических идей, основанных на научном прогрессе и ставящих целью преобразование пространственной среды. Художники этой группы (Франциско Инфантэ, Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг и др.), впоследствии работавшие самостоятельно или в других объединениях, возрождают направление кинетизма (искусства, основанного на движении), родоначальником которого в 20-х годах являлся русский художник Наум Габо. Опыты геометрической абстракции продолжаются и в последующие десятилетия (Владимир Андреенков, Борис Бич, Виктор Умнов). В это же время в творчестве Александра Юликова и Виктора Пивоварова возникает культура минималистской абстракции, близкая эстетике концептуализма. У этих авторов язык беспредметного искусства становится предметом пристального, глубинного изучения. Радикально изменяются и формы абстрактных композиций: появляется трехмерный объект, существующий на стыке живописи и скульптуры (Ростислав Лебедев, Игорь Шелковский).

К концу 1980-х годов абстрактное искусство становится свободным творческим выбором для весьма широкого круга современных художников, проникая даже на официальные выставки. Ведущие московские мастера этого плана получают заслуженную известность в новой России и за рубежом. Диапазон возможностей возрастает, художники используют самые разнообразные материалы. Создаются работы, ломающие стереотипы границ видов искусства, - объекты, одновременно соотносимые со скульптурой, живописью и графикой (Марина Кастальская, Андрей Красулин, Олег Кудряшов, Борис Марковников). Искусство абстракции обращается к собственной истории, теперь уже осознанно, порой даже нарочито цитируя ставшие классикой образцы в совершенно ином, постмодернистском контексте (Валерий Орлов, Александр Панкин).

В последнее десятилетие ХХ века в рамках абстрактного искусства реализуются монументальные замыслы. Проекты таких авторов, как Александр Константинов, Владимир Наседкин, Александр Пономарев рассчитаны на активное взаимодействие с пространственной средой, порой претендуя на активное ее формирование. Вместе с тем продолжается и развитие традиционных типов станковой картины, в том числе и многими художниками молодого поколения.

Абстрактное искусство актуально и в настоящие дни, и именно развитие московской абстракции второй половины ХХ столетия позволяет проследить все многообразие его тенденций.

Параллельно с выставкой "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века" по инициативе Третьяковской галереи организован Фестиваль искусств. Фестиваль даст возможность московской публике максимально полно познакомиться с мало изученным пока искусством московской абстракции последних десятилетий. В его программе - персональные выставки некоторых ведущих мастеров отечественной абстракции (Е.Гор, Ю.Злотников, М.Кастальская, В.Юрлов и др.). Некоторые галереи-участники представят художников, чьи работы не вошли в основную выставку, а также кураторские проекты, созданные специально для фестиваля.

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Государственная Третьяковская галерея
Крымский вал, 10


13 февраля, четверг, 17.00
Конференц-зал
АБСТРАКЦИЯ КАК АКЦИЯ.
Выступления художников:
• Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова. "Спонтанные игры на природе. Артифицированные пространства группы "АРГО"
• Александр Григорьев. "Кинетический театр группы "Движение"
• Вячеслав Колейчук. "Тотальный театр"

26 февраля, среда, 17.00
Конференц-зал
ПАМЯТИ ПЕРВЫХ АБСТРАКЦИОНИСТОВ ОТТЕПЕЛИ
(Лев Кропивницкий, Игорь Куклес, Олег Прокофьев, Владимир Слепян)
• Выступления художников Николая Вечтомова, Юрия Злотникова, поэта Всеволода Некрасова.
• Демонстрация уникальных фотографий и документов

28 февраля, пятница, 16.00
Лестница фойе
АБСТРАКЦИЯ В МОДЕ!
Художники творят и показывают моду. Дефиле с участием современных художников

1 марта, суббота, 16.00
Лестница фойе
АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Лекция "Падающий объект как основа мифотворчества перформанса"
Мастер-класс "Создание объекта и объяснение его конструкции"

4 марта, вторник, 17.00
Конференц-зал
ЭРИК БУЛАТОВ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ
Лекция художника

5 марта, среда, 17.00
Конференц-зал
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РУССКИЙ МИНИМАЛИЗМ?
Выступления художников Александра Юликова, Александра Константинова, архитекторов Евгения Асса, Александра Бродского, искусствоведов Евгения Барабанова, Виталия Пацюкова

7 марта, пятница, 16.00
Лестница фойе
АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Перформанс "Кабачковая снежинка" (к 10-летию выступления художника в Третьяковской галерее)

11-12 марта
Конференц-зал
РУССКАЯ АБСТРАКЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ИСКУССТВА
Научная конференция в рамках проекта "Третьяковские чтения. ХХ век"
11 марта, вторник, 11.00
Доклады
12 марта, среда, 11.00
Дискуссия на тему "Возможно ли абстрактное искусство сегодня?".

14 марта, пятница, 16.00
Лестница фойе
АБСТРАКЦИЯ В МОДЕ!
Художники творят и показывают моду. Дефиле с участием современных художников.

Информация по телефонам: 951 13 62, 238 13 78
Аккредитация для журналистов по тел./ф. 953 33 75, т. 230 97 92


Информационная поддержка:
"Аргументы и факты", "Радио России", радиокомпания "Маяк", "Эхо Москвы",
"Арт Хроника", "Мезонин", "Russia Journal", "Moscow Express Directory".

Аккредитация по тел./ф. 953 33 75, тел. 230 97 92
Телефоны для справок: 951 13 62, 238 13 78, 230 77 88

Программа фестиваля искусств
"Московская абстракция. Вторая половина ХХ века"


Дирекция выставок и аукционов Министерства культуры, галерея "ARTSALON.RU".
Ул. Старая Басманная, 15а, стр. 4
"Абстракция эпохи перестройки".
Куратор М.Кашук.
31 января - 17 февраля

Выставочный зал журнала "Наше наследие".
1-й Неопалимовский пер., 4.
Андрей Дюков. Объекты, ассамбляжи, абстракции. 1963 - 2003.
15 - 31 января.

Выставочный зал "На Солянке".
Ул. Солянка Ѕ стр. 2.
"Лёгкое - тяжёлое"Евгений Гор, Марина Кастальская, Виктор Умнов.
Февраль - март.

Галерея "Манеж".
Манежная пл., 1.
Наталья Заровная. Графическая лингвистика.
26 февраля - 8 марта.

Галерея "Сэм Брук" ГКЦМ В.С. Высоцкого.
Ниж. Таганский туп., 3.
Тел. 915-75-78, 915-29-79.
"Видимо\невидимо". Александр Жданов.
25 февраля - 6 марта.
"Фигуратив как абстракция". Куратор С. Попов.
11 - 12 марта.
Владимир Янкилевский "Абстракция".
13 - 28 марта.

Галерея "У Яра".
Верхняя Масловка, 18
Валерий Юрлов.
4 - 28 февраля.

Галерея "Expo-88".
Ул. Забелина, 1. Тел. 925-72-42.
Сергей Чернов "Пластические коммуникации".
31 января - 10 февраля.

Галерея "Fine Art".
Тел. 251-76-49.
Евгений Дыбский.
5 марта - конец марта.

Государственный центр современного искусства.
Зоологическая ул., 13.
"Дискретное / конкретное". Юрий Злотников, Александр Константинов. 13 - 23 февраля. Куратор И.Горлова.










Gif.RU  |  Москва  |  выставки


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Всегда есть возможность купить наличники на окна дешевле, если знаешь, где покупать! У нас - оптимальное соотношение цен и качества!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования