первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




события >> проекты
Самара





Социо-культурный проект «Фашизм now»



«Фашизм now»

«Фашизм now»

«Фашизм now»

«Фашизм now»

«Фашизм now»

Дом Коммуны в Чапаевске















Евгений Рябушко «Запрещающие знаки»



Евгений Рябушко «Запрещающие знаки»

«Фашизм now»


  Социо-культурный проект «Фашизм now»  

Руководитель проекта - Ната Морозова
Творческий координатор - Неля Коржова
Организатор - Общественный региональный благотворительный фонд "Центр Современного искусства" г. Самара
При поддержке - Институт Открытое Общество

Общественный региональный благотворительный фонд "Центр Современного искусства" г. Самара проводит с 5 февраля по 30 июля 2001 года социо-художественный проект "Фашизм now".

Проект будет реализован серией арт-выставок, визуализирующих перед широкой общественностью проблемы национальной толерантности и межнациональных отношений внутри современного города. Четыре открытые экспозиции проходят в интерактивных пространствах - на железнодорожном вокзале, в общественном транспорте, стеклянных витринах заводских и парковых "аллеях достижений и передовиков". Итоговая выставка - в культовом месте историко-военном музее "Бункер И. Сталина". Виртуальные версии экспозиций будут представлены на сайте "ЦСИ". По итогам проекта предполагается выпуск буклета.

Экспозиции выставок исследуют в формах актуального искусства ту грань общественного и личностного сознания, за которой национальная идентификация переходит в национализм, а нетолерантные проявления национальной политики оборачиваются различными формами дискриминации (культурная, расовая, политическая и т. д.) по отношению к "чужим" и "своим" представителям сообщества.

Проект стартовал 5 февраля открытием первой экспозиции - "Национальный вопрос" - в зале ожидания железнодорожного вокзала г. Самары.

Размещение выставки в мультикультурной, интернациональной среде вокзала позволило широкому кругу зрителей (посещающих музеи и никогда этого не делавших) в прозаическо- экзистенциальной ситуации "ожидания" познакомиться с современным искусством и вступить в спонтанный диалог по проблеме.

Вторая интерактивная экспозиция "Кто твой враг? Кто твой друг?" открылась 3 марта в 10.59. в вагоне пригородной электрички "Самара-Сызрань" и демонстрировалась пассажирам пригородных маршрутов в течении двух недель.

На выставке были представлены фото, фотоколлажи, плакаты, текстколлажи самарских и тольятинских художников, фотографов, поэтов работающих в различных направлениях и техниках актуально-провокационного искусства и документалистики.

Авторы рассматривают феномен национальной нетерпимости в широком контексте "отчужденности", присущей массовому и индивидуальному сознанию современного социума. Круг поставленных вопросов - Где в современном социуме проходит граница "свой - чужой"? Как она пересекается с проблемой национального самосознания? Почему поиск врагов и стратегии "охоты на ведьм" движут нашими поступками? В чем мы похожи? Что нас объединяет? Насколько мы, жители современного города, открыты друг другу?

Третий этап проекта - выставка "Запрещающие знаки " - представляла в электричке фотосерию самарского художника Евгения Рябушко, а также документальные фото и фотоколлажи Юрия Стрельца.

Экспозиция выставки исследует проблемы взаимоотношения мира детей и мира взрослых, в котором присутствуют запреты, отчужденность, национальные проблемы, терроризм, войны. Почему дети оказываются беженцами в этом мире? Философская фотосерия Евгения Рябушко представляет табуированное пространство современного города (указатели, запрещающие знаки и т.д.) в качестве экзистенциальной модели взаимодействия этих миров. А документальные работы Ю. Стрельца отражают социальный аспект темы - реальные дети-беженцы в Самаре - жертвы национальных и политических распрей взрослого мира.

Выставка открылась в электричке "Самара-Сызрань" 11 марта 2001 года.

Четвертый этап проекта - социо-художественная акция "Только для всех" - открылась 3 июня 2001 года в конструктивистских застройках 30-х годов г.Чапаевск, в числе которых - культовый Дом Коммуны.

Акция предполагает спонтанное внедрение в пространство города и разработку идеи "Только для всех" в диалоге коммунально-коммунистических утопий тех лет (интернационализма, содружества, свободы, равенства, братства) и момента "сейчас" (отчужденность, одиночество, депрессивность социума, национальные войны, терроризм, идеология только для... белых, черных, красных, коричневых, голубых, бедных, богатых и т.д.).

Центральный образ экспозиции - Дом Коммуны - полуразрушенное здание-скво с великой мифологией прошлого и жуткими историями настоящего. Цель его репрезентации - реабилитация Дома "здесь и сейчас" и сохранение здания.

В экспроприированном пространстве были представлены фотоколлажи, инсталляции, документальные фото, перформансы, стихотворные и прозаические тексты авторов из Самары, Чапаевска и Штуттгарта.

В ходе акции был продолжен проект "Фото для друга?", в ходе которого зрителям предлагалось сделать два фото - для друга и врага.

Итоговая выставка "Фашизм now" открылась 22 июня в 18.00 в - в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В.Алабина.

Экспозиция выставки представляет общественности тот социо-художественный опыт, который был получен в ходе предшествующих акций-внедрений, исследовавших и репрезентирующих проблему межнациональных отношений в живых мультикультурных средах.

Экспозиционное пространство формируется вокруг центральной инсталляции Нели Коржовой "Национальный вопрос"), образованной из упорядоченно подвешенных на веревки камней. Иллюзорный порядок моментально превращается в агрессивный хаос стоит только сделать шаг в его поле - веревки начинают путаться, камни раскачиваться, ударяясь о друг друга и "раня" рискнувших войти. Инсталляция, демонстрирующая состояние мультинационального мира, заставляет зрителей реально "здесь и сейчас" почувствовать болезненность и напряженность проблемы.

Два телемонитора, беспрерывно транслирующих арт-видео (смикшированное из акций и работ предшествующих интерактивных выставок), очерчивают границы экспозиции. Этот телевизионный ход демонстрирует отстраненность нашего подхода к национальной проблеме - через призму масс-медиа. Продвигаясь внутрь экспозиции - к инсталляции - зритель сталкивается с противоположным опытом восприятия - получением непосредственного, личного, тактильного ощущения.

Мониторы представляют зрителям акцию Романа Коржова "Фото для друга / фото для врага" (проведенную в интерактивных интернациональных средах - электричка, вокзал, рынок и т.д.) в результате которой одни и те же персонажи видео (потенциальные посетители выставки) оказываются друзьями и врагами зрителей, в зависимости от того в какой момент вы встречаетесь с ними взглядом.

Фотоколлаж "Под снос" Юргена Кляймана и Сабины Хольц обращает зрителей к проблеме нетерпимости внутри своей национальности. История-протест разворачивается now в Германии в маленьком древнем городе-музее Эслинген: художники протестуют против сноса архитеутурного памятника и построения бизнес-центра. На коллаже представлено фото мэра города и руководителя банка, финансирующего строительство. В Эслингене фотоколлаж представлен в виде плакатов, которыми заклеены строительные ограждения.

Особый смысловой акцент экспозиции - "красное пятно", образованное из объекта Антона Ракова "Просто красный", коллажа Романа Коржова "Наш человек. Не наш человек" и перформативные фото Матвея Малахова, Антона Ракова "Insit" ("Внутри").

Перформативные фото М. Малахова и А. Ракова "Insit" репрезентируют состояние нахождения внутри красного пространства высокого давления. Арт-объект Антона Ракова "Просто красный" играет на социо-национальных стереотипах зрительского восприятия: "красный" - маска вождя дискриминированных краснокожих? или маска вождя угнетенного пролетариара? краснуха или просто красный? Объект иронично перекликается с красными коллажами Романа Коржова - "Наш человек. Не наш человек", пародирующими извечную тягу сознания к демаркации - свой \ чужой.

"Красное пятно", вселяющее с детства панический ужас, в контексте экспозиции интерпретируется как национальный анекдот, вызывающий веселый интернациональный смех.

Дополнительная информация и фотоматериалы:
по e-mail: natam@sama.ru,
телефону в Самаре (846-2) 37-21-40, 32-32-96
и на сайте ЦСИ Самара ARTNET www.uic.ssu.samara.ru/~san










Gif.RU  |  Самара  |  проекты


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования